Российское судостроение: кому достанется «майка лидера»?
Уж что-что, но судостроение всегда было прерогативой Северо-Запада России. В Петербурге на «Северной верфи», Балтийском заводе и «Адмиралтейских верфях» строятся дизельные подлодки, атомные ледоколы и плавучие энергоблоки, танкеры и суда-снабженцы арктического класса. Северодвинск известен атомными субмаринами, сошедшими со стапелей «Севмаша», и крупнейшим в Арктике судоремонтным заводом «Звездочка». Однако совсем недавно выяснилось, что дальневосточная верфь с похожим названием «Звезда» претендует на самую что ни на есть денежную нишу отечественного судостроения - строительство крупнейшего в истории ледокола «Лидер» мощностью 120 мегаватт. Таким образом, дальневосточные корабелы готовы конкурировать со своими коллегами с Балтийского завода, на котором и планировалось строить «Лидер».
Иллюстрация ixpert/shutterstock.com
Лакомый заказ
На данный момент известно, что заказ на ледокол «Лидер», способный круглогодично проводить караваны сухогрузов, контейнеровозов и танкеров по всему Севморпути, скорее всего, получит суперверфь «Звезда», строящаяся на Дальнем Востоке консорциумом «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка. Цена вопроса - 100 млрд рублей.
Заказы такого объема под ногами не валяются, а посему желающих освоить бюджет появилось сразу два - Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), в которую входят все вышеперечисленные петербургские верфи, и новый консорциум, созданный тремя тяжеловесами отечественной экономики. Теперь и ОСК в лице Балтзавода, и детище нефтегазового сектора пытаются доказать правительству, почему именно им целесообразно отдать столь крупный кусок.
На стороне петербургской верфи - многолетний опыт строительства дизельных и атомных ледоколов мощностью до 60 МВт. У Балтийского завода есть положительный опыт сотрудничества с финскими коллегами - корпуса нескольких атомных ледоколов строились в Финляндии. Корабелы соседней страны первыми на Балтике освоили постройку крупнотоннажных судов крупноблочным методом, позволяющим сэкономить и время, и деньги.
Отметим, что сейчас Балтийский завод строит три атомных ледокола новой серии ЛК-60 мощностью 60 мегаватт. Осенью верфь может получить заказ еще на два «систершипа».
Аргументы соперников
Консорциум нефтегазовых гигантов привлек на свою сторону высшее руководство страны. По крайней мере об этом на Международном морском салоне во Владивостоке заявил заместитель главы Минпромторга Олег Рязанцев.
Но этим аргументы консорциума не заканчиваются. Главным может стать тот факт, что «Звезда» изначально проектировалась и возводится для постройки судов крупноблочным способом. На данный момент известно, что на модернизацию под крупноблочное судостроение деньги выделены только «Северной верфи». Проблема в том, что переход на сборку судов из крупных элементов, полностью начиненных необходимым оборудованием, потребует не только перестройки доков, но и замены значительной части подъемного оборудования. Ранее потребности в кранах повышенной грузоподъемности наши корабелы не испытывали. Поэтому на сколько затянется процесс перехода «Северной верфи» на новую технологию, точно сказать не может никто.
Свои минусы есть и у дальневосточного проекта. При требуемом объеме заказов «Звезда» может столкнуться с отставанием логистики. Читай: потребуется доставлять на отдаленную судоверфь тысячи тонн стального проката и заготовок из цветных металлов. Все это, скорее всего, будут завозить с большой земли, потому что металлургические проекты на Дальнем Востоке пока находятся в начальной стадии. Все оборудование, «начинку» мегаледоколов также придется доставлять за тысячи километров.
Некоторые эксперты, правда, предлагают решение снабженческой проблемы единым махом: и прокат, и станки, и гайки с болтами можно купить неподалеку от «Звезды» - в Китае или Республике Корея. Однако есть вполне оправданные опасения, что отечественным сталеварам и производителям алюминия такая конкуренция не понравится.
Мечта Папанина
В общем, проблем со «Звездой» будет не меньше, чем с реконструкцией петербургских верфей. Если же чудо свершится и на Дальнем Востоке вдруг появятся новые металлургические комбинаты, а также заводы по выпуску двигателей, пропульсивных установок, электрооборудования, а в окрестностях судоверфи возведут городок для приглашенных из Финляндии, Южной Кореи и Китая специалистов и рабочих, то «Звезда» на самом деле способна обойти в конкурентной борьбе петербургские предприятия ОСК. А это в свою очередь приведет к потере заказов и финансовым проблемам всего нашего судостроения, которое и без того может лишиться значительной части военно-промышленных заказов.
Немало вопросов возникает и к самому проекту строительства самого мощного в мире ледокола. «Лидер», или «проект 10510», как его именуют специалисты, предназначается для круглогодичной проводки крупнотоннажных транспортных судов дедвейтом свыше 100 тыс. т и шириной более 48 метров по всему Севморпути, а не только в западной его части. Там, кстати, услуги «Лидера» могут и не понадобиться: к западу от пролива Карские Ворота толстого льда нет, а в Обскую губу судно такой осадки (13 метров) не войдет. Да-да, северные реки за последние полвека сильно обмелели, и теперь газовики и нефтяники нуждаются в танкерах и ледоколах меньшего дедвейта, чем ранее.
Основная проблема не в том, во сколько в итоге обойдется сам «Лидер», а сколько средств потребуется на строительство флота, который этот мощнейший ледокол будет за собой вести. Чтобы наладить транзитные линии с четким коммерческим графиком по Севморпути, необходимы не только газовозы и танкеры, но и контейнеровозы, сухогрузы и суда снабжения. Пока в наличии есть первые и вторые, а вот нишу арктических контейнеровозов заполняет старый добрый атомный (!) лихтеровоз «Севморпуть». А ведь его едва не списали на металлолом за отсутствием спроса на ледовые перевозки контейнеров и генгрузов лихтерами.
Впрочем, освоение Арктики невозможно изобразить в виде прямого как стрела автобана. Это всегда будет извилистой и полной ухабов дорогой, где на каждом шагу первопроходцев будут встречать сюрпризы, далеко не всегда приятные.
Вот один из них. По данным РБК, Минэкономразвития предложило скорректировать проект программы по развитию Арктики с 2017-го по 2025 год, сократив бюджетную поддержку вчетверо - с 209,7 млрд до 50,9 млрд руб. Под секвестр может попасть и флагманский ледокол «Лидер».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 145 (6254) от 10.08.2018 под заголовком «Кому достанется майка лидера?».
Комментарии