Капля датского короля. Почему Копенгаген тянет с разрешением на «Северный поток-2»

«Дания подвергается сильному давлению в вопросе о проекте «Северный поток-2», но от самой страны зависит, сможет ли она проявить независимость», - заявил президент РФ Владимир Путин, выступая недавно на пленарной сессии форума «Российская энергетическая неделя».

Капля датского короля. Почему Копенгаген тянет с разрешением на «Северный поток-2» | Фото Дмитрия Новика

Фото Дмитрия Новика

Действительно, маленькое скандинавское государство до сих пор стоит на пути 1230-километрового газопровода и является геополитической головной болью в первую очередь для двух ведущих стран Европы - России и Германии. Несмотря на то что строительные работы идут согласно плану и более 83% труб уже проложены по морскому дну, датские власти еще не одобрили маршрут этого важного, в том числе и для Евросоюза, проекта.

«Северный поток-2» (СП-2), напомним, был задуман для доставки российского газа в Европу через территорию Германии. Одну половину финансирования осуществляет газовый гигант «Газпром», другую - пять европейских компаний: немецкие Uniper и Wintershall, австрийская OMV, голландско-британская Shell и французская Engie. А почти половину работников стройки обеспечивают норвежский концерн Kvaerner и его российские субподрядчики. В общей сложности в проекте «Северный поток-2» участвует около тысячи компаний из 25 стран. Бюджет проекта составляет 9,5 миллиарда евро (около 675 млрд рублей).

С самого начала этот проект вызывал у ряда стран много опасений, причем не экономического, а сугубо политического свойства. Не случайно алармистские заявления об опасности усиления зависимости Европы от российских энергопоставок звучали из Польши, стран Балтии, а также Украины - «лучших друзей» России. Впрочем, палки в колеса «Северному потоку-2» активно пытались вставить и американцы, причем в отличие от вышеназванных государств не столько из чистой русофобии, сколько по экономическим соображениям. Неудивительно, что в начале нынешнего лета экс-канцлер Германии и председатель совета директоров компании Nord Stream 2 AG Герхард Шредер открыто заявил, что основная причина задержек строительства «Северного потока-2» - политическое давление Вашингтона на Копенгаген.

Важно отметить, что четыре страны - Россия, Финляндия, Швеция и Германия, через которые по дну Балтийского моря пройдет газопровод, разрешили его строительство. И только Дания, на участок которой приходится лишь 10% маршрута, ведет себя, как капризная невеста.

Очевидно, что на начальном этапе власти королевства исходили исключительно из политических причин. Они играли на стороне совокупного Большого Запада, возглавляемого США и поддерживаемого рядом стран «молодого» Евросоюза. Датское энергетическое агентство получило первую заявку от «Северного потока-2» еще в апреле 2017 года. Речь шла о маршруте через их территориальные воды в пределах 120 километров от берега. После того как через два года разрешение от Копенгагена не было получено, эта заявка минувшим летом была отозвана и вместо нее были представлены две другие. В них маршруты уже проходят не через территориальные воды, а в так называемой исключительной экономической зоне Дании. Если разрешение в первой заявке регулируется местным законодательством, то две нынешние уже подпадают под действие Конвенции ООН по морскому праву, в соответствии с которой Дания обязана дать «добро», если проект не создает проблем для безопасности и не вредит окружающей среде.

Сейчас заявки обрабатываются датским энергетическим агентством. По большому счету ведомству к чему-либо придраться сложно. Во-первых, датское экологическое законодательство ничем не строже аналогических документов, скажем, Финляндии и Швеции, где надзорные органы одобрили трассу, проходящую в их территориальных водах. Во-вторых, те же датские власти в свое время без проблем выдали разрешение маршруту для «Северного потока-1», трубы которого проложены неподалеку и до сих пор никакой экологической беды датскому королевству не принесли.

На прошлой неделе министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что российская сторона не видит причин, по которым Копенгаген может в итоге отказать в выдаче разрешения на строительство трубопровода, и рассчитывает, что он пройдет по изначальному маршруту. «Проект реализуется, мы ждем решения Королевства Дания по выдаче разрешения. Понятно, что есть и другие разные варианты в случае отсутствия такого разрешения. Просто этот проект будет несколько дороже и несколько дольше по времени будет осуществляться», - заявил Новак на сессии форума «Российская энергетическая неделя». Уже подсчитано, что новый маршрут удлинит трубопровод на 200 км, и при нынешней скорости укладки труб это лишние 30 - 40 дней. Цена же проекта возрастет на 60 - 70 млн евро, что при общей стоимости 9,5 млрд евро не так уж и много.

Также на прошлой неделе произошли два события, которые могут повлиять на решение Дании. Сначала стало известно, что королевство оказалось в весьма затруднительном положении после того, как была приостановлена добыча природного газа на местном месторождении Тайра. Запасы датской «газовой кубышки» специалисты оценивают в 35 миллиардов кубометров, оттуда извлекалось почти 7 миллионов кубов в сутки, что составляет 90% газодобычи в стране. В конце сентября Danmarks Radiо со ссылкой на министерство энергетики страны сообщило, что месторождение из-за просевшего морского дна временно закрывается. С 1 ноября прекращается вся добыча, буровые платформы демонтируются.

Как уточнил представитель добывающей компании, в такой ситуации расстояние между поверхностью воды и платформами становится недостаточным - всего 15 метров, и это представляет опасность. Необходимо построить новые платформы, но для этого нужно время и финансирование. На обновление инфраструктуры потребуется порядка 21 миллиона крон (3,1 миллиона долларов) и около трех лет. Предположительно, добыча возобновится в июле 2022-го.

На этот период Дания намерена закупать газ у Германии. Как отмечает Danmarks Radiо, это означает «газовую зависимость от России, поскольку немцы получают топливо именно от русских». Как известно, газ в Северную Германию поступает в основном из «Северного потока-1», а датская система интегрирована с немецкой. Теперь у Копенгагена есть еще одна веская причина проявить сговорчивость - опасность остаться без газа. Ведь Германия всегда может сказать, что не обладает достаточными запасами голубого топлива для перепродажи из-за задержки ввода в эксплуатацию СП-2.

Это, что называется, хорошая новость. А теперь - плохая. Опять же в конце сентября управление по охране окружающей среды Дании дало окончательное «добро» на проект прокладки трубопровода «Балтийская труба» по территории королевства. Главная цель «трубы» - создать новый коридор для поставок газа на европейский рынок. Альтернативный газопровод свяжет норвежскую газовую сеть в Северном море с датской и польской сетями. Общая протяженность газопровода составляет около

275 километров. Труба пройдет через территориальные воды Дании и Польши. Небольшой участок - по эксклюзивной экономической зоне Швеции. Ввод этого газопровода намечен на октябрь 2022 года. В год по нему планируется прокачивать до 10 млрд кубометров норвежского газа. «Балтийская труба» слишком мала для обеспечения «энергетической безопасности» Европы, поскольку по ней будет проходить голубого топлива в 11 раз меньше, чем по обеим ниткам «Северного потока». Тем не менее поляки, которые позиционируют этот проект как альтернативу «Северному потоку-2», очень рады разрешению Копенгагена.

Впрочем, нет худа без добра. «Балтийская труба» будет связана с «Северным потоком-2» и в буквальном смысле этого слова - маршруты следования трубопроводов пересекаются. «Газпром» может отомстить противникам «Северного потока-2», в первую очередь Дании, а заодно и Польше. Дело в том, что наш трубопровод проложен раньше норвежско-датско-польского проекта, а значит, строителям «трубы» понадобится разрешение того же «Газпрома». Представители этой компании пока разрешение Копенгагена на прокладку «Балтийского потока» не комментируют, но ведь они могут и заговорить, причем отнюдь не в пользу конкурентов...

#Северный поток-2 #газопровод #экономика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (6544) от 11.10.2019 под заголовком «Капля датского короля».


Комментарии