К кому придет Снегурочка. Рынок корпоративов сократился на 20 %
Магазины уже оформили отделы с новогодними товарами. Потребители, опасаясь повышения цен и увеличения сроков доставки, заранее заказали новогодние подарки на маркетплейсах. Салоны красоты готовы сделать своим клиенткам прически. А рестораторы, вопреки всему, готовятся к корпоративам, разрабатывая новогодние программы и меню.
ФОТО Ben White on Unsplash
Стендаперы не в тренде
Из российских регионов первыми откорректировали планы новогодних праздников Ленобласть и Петербург, где были отменены некоторые городские мероприятия, а госструктуры и ведомства приняли решение отказаться от корпоративов. Эту идею поддержали Нижегородская, Калужская и Курская области, Крым, а следом и другие субъекты РФ. Следуя примеру властей, бизнес тоже подрезал крылья своему корпоративному веселью. Частные коммерческие компании также решили вести себя скромнее, отказавшись от шоу в пользу накрытых столов в офисах.
По данным Национальной ассоциации организаторов мероприятий, в этом году рынок корпоративов уже сократился на 20 %. Согласно исследованию аналитиков сервисов «Работа.ру» и «СберПодбор», от проведения вечеринок отказались 57 % представителей бизнеса. А исследователи SuperJob.ru уточняют, что каждый девятый работодатель РФ к предстоящему Новому году отказался от проведения праздничных новогодних мероприятий. Для сравнения: в ковидном 2020 году таких компаний было всего 4 %.
И все‑таки каждая четвертая компания (24 %) намерена организовать новогодний корпоративный праздник в офисе, каждая пятая (19 %) — в ресторане, а 2 % компаний готовы отправить коллектив за город. Некоторые работодатели решили вместо корпоративов выплатить сотрудникам специальные новогодние премии.
Есть и такие, кто намерен подарить работникам концерт или театральное представление, но в большинстве случаев это будут закрытые мероприятия. Ценник звездного выступления балансирует от 2,5 миллиона рублей до 20 миллионов. В тренде патриотически настроенные певцы: Олег Газманов, Григорий Лепс, Николай Басков, Филипп Киркоров и даже Шура. В списке пожеланий заказчиков «выступление без публичных заявлений и общения с публикой». Некоторые даже заранее согласовывают список и текст песен, включенных в программу.
Вероятно, по этой причине упал спрос на болтливых стендаперов. Впрочем, зачастую сотрудники таких компаний считают, что «если уж контора раскошеливается на праздник, то лучше потратить эти деньги не на звезд, а сгонять коллективом в Сочи». Кстати, на фоне сложившейся ситуации вырос спрос на выездные мероприятия в Абхазии, Дагестане, Казани, на Алтае.
Рестораны вздохнули с облегчением
Что касается общепита, то он, пережив пандемию, на этот раз чувствует себя более спокойно.
«Да, многие компании аннулировали брони ресторанных площадок для корпоративов, но при этом есть надежда, что в этом году отрасль хоть что‑то заработает. Такая возможность будет, а как выйдет на самом деле, посмотрим, — отмечает петербургский ресторатор вице-президент Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) России Леонид Гарбар. — В центре Петербурга точно будут работать все точки. При этом выиграют рестораны при гостиницах, так как в этом году гостей в Северной столице, скорее всего, будет много. Как бы то ни было, настроение праздновать у людей есть всегда. Работники предприятий, в которых отменили корпоративы, объединятся в компании, скинутся и отправятся праздновать в частном порядке. А рестораны, что бы ни случилось, всегда готовят новогодние программы. Хотя сегодня людям важны не программы, а общение с единомышленниками».
«Корпоративные мероприятия очень чувствительны к общей ситуации на рынке в стране и в мире. Как только случается кризис, банкеты отменяются, — комментирует глава представительства ФРиО в Петербурге Александр Марков. — Тем не менее в этом году заказы на банкеты в ресторанах есть, хотя и отмечается падение корпоративной активности, которое началось в 2019 году. Еще одна тенденция нынешнего года — это сокращение периода принятия решений. Если раньше банкеты начинали бронировать в начале осени, то теперь все происходит чуть ли не накануне запланированного праздника. Кроме того, многие компании переносят праздники на январь, планируя отметить начало Нового года после каникул».
«Безусловно, общий геополитический фон усложняет восприятие праздника, но он будет, — уверена гендиректор бутик-отеля «Автор» и ресторана русской кухни «Ф. М. Достоевский» Юлия Лизогуб. — Мы подготовили праздничную программу, разработали специальное банкетное меню. Заявки на корпоративные мероприятия от компаний есть, но их не так много, как раньше. Обычно к началу октября почти все места на популярные даты в ресторанах были забронированы. Сейчас этот процесс сместился к началу зимы. В основном это частные компании. Заметно, что бюджеты у всех сократились, ведь сейчас практически в каждой компании происходит оптимизация. Понимая это, мы сделали все, чтобы не увеличивать ценник. Делаем ставку на актуальные демократичные предложения. Что касается спиртного, то нам легче, так как мы ресторан русской кухни с соответствующим национальным напитком. Судя по ноябрьским праздникам, когда загрузка оказалась выше наших ожиданий, надеемся, что и на новогодние праздники без гостей не останемся. Просто сейчас изменилась глубина загрузки. Люди принимают решение не заранее, а спонтанно, здесь и сейчас. Есть настроение и финансы — поехали в Петербург или просто пошли в ресторан».
Дорогой наш Дед Мороз
Средний чек корпоративного банкета и пакета новогодней ночи в ресторане зависит от общего ценника на меню, которое подорожало. Поставщики продуктов подняли цены минимум на 30 %, что отразилось на себестоимости и ресторанных блюд. Но переписывать сами ценники рестораторы уже устали, поэтому сейчас есть тенденция уменьшения порций и применение прочих технологий удешевления блюд.
Эксперты компании KNRU, проанализировав предложение кафе и ресторанов в центре Петербурга, определили, что доля общепита со средним чеком выше двух тысяч рублей в городе составляет около 20 %. В результате на сегодняшний день самое простое банкетное меню на персону обойдется минимум в 2500 рублей. Новогодняя ночь стоит гораздо дороже — от четырех до тридцати тысяч рублей.
Услуги Деда Мороза в Северной столице тоже подорожали (в среднем на 20 %). Свою работу «дедушка» оценивает в две тысячи рублей за четверть часа. Если же с ним придет Снегурочка, то представление подорожает до трех тысяч рублей. При этом на корпоратив сказочные персонажи согласятся прийти минимум за восемь тысяч рублей. К слову, сегодня в моде, когда Дед Мороз примеряет образ Артура Пирожкова, Тимати или Лепса, но такие креативные метаморфозы стоят еще дороже.
Как ни странно, больше всего от отмены корпоративов пострадали салоны красоты.
«Если раньше с конца ноября у нас наступала горячая пора, так как люди специально делали прически и макияж, чтобы удивить коллег на корпоративном празднике, то сегодня затишье, — сообщила владелица небольшой петербургской сети салонов красоты Наталья Павловская. — Просто так, без повода, заниматься своей внешностью и тем более тратить на это деньги люди не хотят. Приходят только за самыми необходимыми услугами — подстричься, закрасить корни. О сложных окрашиваниях и дорогих стрижках никто не заикается. И это притом что мы, вопреки всему, держим цены на уровне начала года. Остается надеяться, что хоть ближе к празднику наши клиенты оживут и начнут готовиться к Новому году. Ведь это самый главный праздник. Как его встретишь, так весь следующий год и пройдет».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (7301) от 21.11.2022 под заголовком «К кому придет Снегурочка».
Комментарии