Игры для всего мира. Как в Петербурге развивается индустрия геймдева

Петербург принято считать столицей отечественной индустрии геймдева (от англ. game development - «разработка игр»). Во многом благодаря нашему городу Россия стала заметным игроком на мировом рынке видеоигр. Местные разработчики игр, а также работающие в Северной столице подразделения международных компаний производят качественный продукт экспортного уровня, спрос на который во время пандемии увеличился.

Игры для всего мира. Как в Петербурге развивается индустрия геймдева | Компьютерные игры из развлечений для больших и маленьких превратились в динамичный бизнес, обороты которого оцениваются миллиардами рублей. Кстати, 40% наших разработок идет на экспорт. ФОТО Станислава КРАСИЛЬНИКОВА/ТАСС

Компьютерные игры из развлечений для больших и маленьких превратились в динамичный бизнес, обороты которого оцениваются миллиардами рублей. Кстати, 40% наших разработок идет на экспорт. ФОТО Станислава КРАСИЛЬНИКОВА/ТАСС

Кому вирус, а кому и бизнес

Активное развитие рынка гейм-индустрии в Петербурге связано с тем, что здесь сконцентрированы лучшие специалисты в данной области: IT-специалисты, дизайнеры, 2D- и 3D-художники, сценаристы, режиссеры. На берегах Невы проводятся профильные конференции и мероприятия, публикуется большое количество вакансий в сфере геймдева. При этом вести игровой бизнес в нашем городе дешевле, чем в Москве, да и Европа под боком.

Из основных направлений, по которым работает мировая игровая индустрия (игры мобильные, браузерные, для ПК и консолей), главным драйвером отечественной отрасли являются мобильные игры. Именно благодаря этому направлению российские разработчики известны за рубежом.

Проектов для ПК в России меньше. Во-первых, данный сегмент рынка давно занят серьезными игроками мирового уровня. Во-вторых, во время активного развития игр для ПК, а также игр консольных и браузерных наша страна боролась с экономическими кризисами 1990-х и 2000-х гг., и ей было не до этого.

В-третьих, разработка мобильных игр проще, быстрее, дешевле и не так рискованна. К примеру, на разработку сложной конкурентоспособной видеоигры для ПК или консоли, способной конкурировать с лидерами мирового рынка, требуются инвестиции от 10 до 20 млн долларов и более. Это не считая дальнейших затрат на маркетинг (около 3 млн долларов ежегодно). А в игровой проект для смартфона достаточно вложить от 0,5 млн до 5 млн долларов. На разработку мобильной игры требуется примерно год, на создание игры для PC или консолей уходит до четырех и более лет.

При этом практика показывает, что инвестиции в геймдев - лотерея, в которой очень сложно угадать, что именно выстрелит. Не случайно специализирующихся на играх инвесторов мало. Хотя в последние годы их интерес к геймдеву растет. Сегодня игровая индустрия превзошла музыкальную и киноиндустрию вместе взятые. Общий объем мировой игровой индустрии в прошлом году составил 148,8 млрд долларов (на 7,2% выше, чем в 2018-м). Игры для смартфонов и планшетов занимают 46% рынка, ПК-игры - 24%, а консольные - 30%.

По данным аналитической компании Newzoo, специализирующейся на изучении рынка игр, оборот российского рынка видеоигр в минувшем году достиг 2 млрд долларов (в годовом выражении это рост на 15%). 40% российских разработок идет на экспорт.

В Петербурге в 2019-м продажи видеоигр выросли на 20%, средний чек заказа составил 1,69 тыс. рублей. Как правило, спрос на игры увеличивается в холодное время года. Однако в 2020-м траты на игры и внутриигровые покупки подстегнул режим самоизоляции.

Во время карантинных каникул геймеры проводили за любимым занятием на три часа больше, чем до пандемии. Тем не менее внутренний рынок потребления игр в РФ пока составляет всего 1,5% от мирового. Местные студии ориентируются не на российского пользователя, а на зарубежного и порой создают игры даже без русскоязычной версии.

Инкубатор мобильных игр

Доля Петербурга на отечественном рынке геймдева составляет примерно 20 - 30%, включая местные студии и офисы международных игровых компаний, сосредоточенных в регионе. В их числе такие фирмы, как Wargaming Saint Petersburg (Lesta Studio), Nevosoft, Playkot, Sperasoft, Social Quantum, Studio Nord, и др. Кроме того, на рынке работают независимые инди-студии, состоящие из 1 - 2 специалистов, которые берут на себя полный цикл производства игры от дизайна и разработки до издания и продвижения.

Конечно, представители петербургской гейм-индустрии гордятся единственным в России центром разработки Wargaming (создателем знаменитого проекта World of Tanks). А началось все с того, что еще в 1991 году трое энтузиастов создали студию Lesta Studio, которая десять лет занималась видеопроизводством и компьютерной графикой. С 2000 года студия начала разрабатывать компьютерные игры. А в 2011-м на базе Lesta Studio появился Wargaming Saint Petersburg. Команды объединили усилия для разработки военно-морского ММО-экшена World of Warships, ставшего продолжением проекта World of Tanks. На сегодняшний день в команде Wargaming Saint Petersburg трудятся около 400 сотрудников.

С 2000 года в нашем городе работает крупнейший разработчик игр для массовой аудитории в России и Восточной Европе Nevosoft, который выпустил более 30 собственных игр. Компания также начинала на энтузиазме. Были сделаны сайт и две первые игры, которые почти не продавались. В процессе появились более крупные игры, а права на них были проданы российскому и американскому издателям. Это дало возможность основателям снять свой первый офис и начать нанимать сотрудников.

По данным сайта kartoteka.ru, ООО «Невософт» зарегистрировано в Петербурге. Уставный капитал - 10 000,00 руб. Среднесписочная численность персонала - 67 человек. Участники: В. Романов, А. Рябчикова, А. Серебров (в равных долях).

Разработчики создали много квестов, симуляторов, изобрели целый жанр casual-стратегий. Кроме того, компания начала издавать и продюсировать игры и студии сторонних предприятий. Сейчас фирма сосредоточена на разработке игр для мобильных платформ и социальных сетей, организует профильные конференции и развивает сервис для поиска работы в игровой сфере.

Мобильными играми занимается еще один представитель петербургского геймдева - Playkot. Его основатели первую игру придумали вдвоем, сидя в съемной квартире на окраине Петербурга, где даже не было стола. А в 2017 году компания смогла обосноваться на Кипре, благодаря чему получила возможность работать в одном правовом поле с ключевыми зарубежными партнерами. В результате петербургская часть команды трудилась в сфере разработки продуктов, а в штаб-квартире на Кипре шло масштабное развитие компании. К слову, практика регистрации студий, занимающихся разработкой игр, за рубежом достаточно распространена среди российских специалистов, поскольку до недавнего времени это было очень выгодно и удобно. Кроме того, отечественные студии, вместо того чтобы создавать собственные оригинальные продукты, часто работают на аутсорсинге у зарубежных проектов. С одной стороны, это стимулирует соответствовать высокому международному качеству. С другой - отток отечественных разработчиков дискредитирует статус России на мировом рынке геймдева.

Одним из значимых участников российского рынка видеоигр остается компания Mail.ru Group. В прошлом году она объединила все свои ресурсы в единый международный проект MY.GAMES, который включает 12 региональных офисов и представительств в России, Европе, США и азиатских странах, более 1800 сотрудников и 13 внутренних студий разработки. Компания развивает также собственные медиаресурсы и игровую ПК-платформу, игровые и киберспортивные сервисы и профильное инвестиционное подразделение (MRGV). Недавно проект анонсировал комплексную поддержку разработчиков гиперказуальных игр (без сюжета, с максимально простым управлением). В частности, компания планирует инвестировать в нынешнем году в проект до 10 млн долларов. Она возьмет на себя полное сопровождение продуктов до и после релиза, а также предоставит студиям финансовую, продуктовую и маркетинговую экспертизу на всех этапах создания проекта. Каждая команда может получить до 50 000 долларов на доработку своего проекта и маркетинговый бюджет, достаточный для обеспечения десятков миллионов установок по всему миру.

Девушки за компьютером

В заключение стоит отметить, что пандемия на игровую индустрию практически не повлияла. Более того, в начале 2020-го, когда шли массовые сокращения и увольнения, работодатели игровой индустрии активно вели поиск сотрудников.

«Если в четвертом квартале прошлого года на нашем ресурсе было опубликовано 8347 вакансий, то в первом квартале нынешнего их количество возросло до 9096», - подтверждает эксперт в русскоязычном сегменте геймдева основатель консалтинговой и рекрутинговой компании Values Value Татьяна Локтионова. Больше всего вакансий адресовано разработчикам.

Второе место по сферам деятельности заняли арт-специалисты. Тройку лидеров замкнули профи по маркетингу. Резко увеличился запрос на Game Design и Analytics. Подросли категории QA and Testing и Producing and management. Интересно, что в последнее время в индустрию стали приходить больше представительниц прекрасного пола.

«Из трудоустроенных нами в прошлом году специалистов 54% - девушки. Для сравнения: в 2018-м их было всего 15%. В целом же год для рынка труда геймдева стартовал хорошо. Стремительные изменения в марте-апреле 2020-го однозначно повлияют на отрасль, как именно - покажет время», - говорит Локтионова.

Что касается удаленного формата работы, на который специалистов студий вынудил перейти режим самоизоляции, то, по мнению представителей индустрии, вне зависимости от ситуации с эпидемией к удаленной работе им не привыкать. Сотрудничество между отдельными командами - это будущее всей игровой индустрии, уверены они. В игровом бизнесе очень развита удаленная работа и работа в офисах разных городов, поскольку именно так появляется возможность эффективного сотрудничества с коллегами из всех уголков Земли. Это происходит уже сейчас. И этот тренд будет усиливаться.

#игры #разработки #мобильные приложения #компьютеры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 087 (6685) от 25.05.2020 под заголовком «Пандемия геймдеву не помеха».


Комментарии