Рынку продовольствия найдут свой ГОСТ
Бренд отечественного сыроделия - сыр «Российский» - сегодня выпускают десятки предприятий страны. Не отказывают себе в этом и сыроделы ближнего зарубежья. Бренд - он и есть бренд: продукт известный. Только всегда ли качественный?
«Российский», недозрелый
Своих экспертов на этот сыр натравило Роскачество (автономная некоммерческая организация «Российская система качества»). «Подопытными» стали образцы, произведенные как в России (в Алтайском крае, Башкирии, Мордовии и Татарстане, Белгородской, Брянской, Курской, Псковской областях, а также в Москве и Петербурге), так и в Белоруссии.
История «Российского» началась еще на старте 60-х годов прошлого века. И в советские времена этого сыра ежегодно производили более 85 тысяч тонн - больше, чем любого другого. Поэтому любому сыроману известно, какие вкусовые качества должны отличать «Российский» от других сыров. В нем нежная консистенция сочетается с особой кислинкой, ярко выраженной и непохожей на кислинку в таких собратьях, как, например, «Костромской» или «Пошехонский».
Знатоки еще и про дырочки в этом сыре отдельную песню споют. В «Российском» они, оказывается, особые - неправильной формы: угловатой или щелевидной. В то время как у других твердых и полутвердых сыров форма дырочек овальная или круглая.
Итак, эксперты проверили 30 образцов сыра по 77 параметрам качества и безопасности. И выяснили, что едва ли не важнейший - «зрелость» - не выдерживает ни один производитель. Настоящий «Российский» должен вызревать не менее 70 дней. На прилавки же он поступает откровенно недозрелым.
«Экспериментируют» сыроделы и с жирностью продукта - вместо необходимых 50% отправляют в продажу продукт меньшей жирности. Зачастую даже фальсифицированный, в котором молочный жир частично заменен растительным. Это, конечно, снижает и себестоимость сыра, и конечную цену товара, но и ухудшает вкус. Сыр становится пресным, иногда - с пряными оттенками, которые ему не свойственны.
По итогам исследования ни первую (товар со знаком качества), ни вторую (товар повышенного спроса) категорию Роскачество не присудило. Зато третью (качественный товар) получил 21 из 30 образцов. С положительными отзывами остались и белорусские сыровары.
Тут стоит подметить одну характерную деталь. Почти весь, за небольшим исключением, сыр, прошедший экспертизу, был изготовлен по ТУ - техническим условиям предприятий. На ГОСТ ориентировались единицы.
По случайному или неслучайному стечению обстоятельств, но вскоре Минпромторг инициировал запрет на использование в наименовании сыра слова «Российский», если продукт произведен не по ГОСТу.
Гурман с соленой шоколадкой
Инициативу Минпромторга поддержал Росстандарт. «Ожидается, что после внесения соответствующих изменений в законодательство доля «легально» фальсифицированной продукции заметно снизится», - заявили его официальные представители. Необходимые поправки будут внесены в федеральный закон «О стандартизации».
Ассоциация производителей и поставщиков продовольственных товаров поддерживает введение такого запрета. Ведь зачастую продукция, выпущенная по ТУ, за счет экономии на ингредиентах по стоимости дешевле, но на полки магазинов ее выкладывают рядом с гостовской. Таким образом, фактически «отбирают» долю рынка добросовестных игроков.
Кстати, касаться запрет будет не только сыра, но и... шоколада. То есть назвать шоколад «Российским» разрешат только в случае его производства исключительно по ГОСТу.
Однако с шоколадкой не все так понятно, как с сыром. Шоколад под такой торговой маркой в стране выпускает только одна кондитерская фабрика. Активных претендентов на ее бренд вроде бы не наблюдается (это вам не «Аленка», вокруг которой кипели нешуточные страсти). Однако и на ее этикетке ссылку на ГОСТ вряд ли найдешь. Зато есть другой указатель - СТО, то есть продукция произведена по стандартам организации. Между ТУ и СТО есть принципиальная разница, но много и общего. В детали углубляться не будем, скажем только, что ни то ни другое не есть ГОСТ с его жесткими требованиями.
Союзы и ассоциации кондитеров пока инициативу никак не комментируют. У шоколадников сегодня другие интересы: после обвала в 2015 году сладкий рынок выкарабкался из кризиса, чуть не вполовину нарастил объемы и пока что удерживает эту тенденцию.
При этом в шоколадном сегменте возникло несколько необычных направлений. Растет спрос на нестандартную продукцию, изготовленную вручную. В отличие от массовых брендов такой товар позиционируется как элитный. Предполагается, что потребление продукции высокого класса вырастет, хотя и не настолько быстрыми темпами, как поедание шоколадок массового спроса.
В отличие от европейского рынка шоколада в России достаточно медленно приживаются вкусовые новинки. Такие, как подсоленные шоколадные плитки или шоколадно-фруктовые лакомства. Однако гастрономических консерваторов теснят молодые гурманы, и европейские новинки, изготовленные российскими кондитерами, находят своего потребителя.
В прошлом году в России больше чем на 30% упали оптовые цены на шоколад и шоколадные конфеты. Главная причина - снижение цен на сырье, в том числе на какао-бобы. На потребительских ценах поначалу это не сказалось. Но с весны нынешнего года торговые сети вынуждены снижать цены на сладкий товар.
В первую очередь - на шоколад. Не ручной, конечно, выделки, а массового спроса. На складах образовалась затоваренность. Шоколадка - товар длительного срока хранения, но не вечного же. Сегодня магазины торговых сетей, работающие на потребительскую аудиторию экономкласса, удешевляют некоторые виды шоколадных изделий до 50%.
Под частной маркой
Законодательная узда готовится и для торговых сетей, а именно - для их собственных торговых марок (СТМ). Федеральные чиновники задумались над необходимостью государственно регулировать оборот подобной продукции. В нынешнем положении дел, по мнению Минсельхоза, существует вопиющая несправедливость. Дело в том, что права на СТМ принадлежат ретейлерам, то есть торговле, а основные затраты на производство продукции несут поставщики.
Собственные торговые марки в России появились ровно 17 лет назад. За рубежом они более известны как private label - частная марка.
Первые private label возникли в конце XIX века в британской сети Sainsbury. Родоначальником истории СТМ в России в 2001 году стала торговая сеть «Рамстор». Мало кто из обывателей помнит ее супермаркеты - со временем сеть поглотили более сильные игроки рынка, и ее private label почили в бозе. Однако под занавес того же 2001 года торговый дом «Перекресток» выпустил пельмени, глазированные сырки и питьевую воду под собственной торговой маркой. Достаточно быстро идею private label подхватили «Дикси», «Лента», «Пятерочка» и только что вышедший на российский рынок «Ашан».
Покупателю-обывателю поначалу довольно легко было сориентироваться, какой товар идет под СТМ. Написано на упаковке «Перекресток» и товар продается в «Перекрестке» - вот она, private label. В «Дикси» еще проще - буква «Д» в оранжевом кружочке. У «Пятерочки» - цифра «5» в красном кружочке... Но потом сети стали расширять и совершенствовать свои «приваты». У «Пятерочки» появилась СТМ «Красная цена», у «Дикси» - «Первым делом», у «Ленты» - «365 дней», у сети «О'Кей» - «То, что надо!» (в аббревиатуре - «ТЧН!»).
Дальше - больше. Сегодня у торговой сети «Пятерочка», например, около 90 собственных торговых марок, у «Ашана» - три десятка.
Кажется, благими намерениями руководствуется торговля, организуя выпуск товаров под собственной торговой маркой. В презентациях особо упирают на то, что такая продукция «предназначена для более полного удовлетворения потребностей покупателей, стремящихся сэкономить». В принципе так оно и есть: товары под СТМ от 10 до 30% дешевле аналогичных «безмарочных».
Зато поставщики каждую минуту могут оказаться в серьезном проигрыше. Слишком часто торговля позволяет себе выкупать не весь заказ. Поставщики, не имея прав на товарные знаки СТМ, не могут продать невыбранный объем заказа, что создает риски убытков. Кроме того, если за недоставку СТМ производителю грозит штраф от торговли в размере 50 - 100% от оборота, то неустойка сетей за отказ от заказа собственной торговой марки никак не регламентирована.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 136 (6245) от 30.07.2018 под заголовком «ГОСТ для сырной дырки».
Комментарии