Гардероб от батюшки. Где шьют одежду для служителей церкви?

Одежду для служителей церкви шьют в специализированных мастерских, у которых есть благословение на подобную деятельность. И если раньше таких заведений было немного, а пошив и вышивка облачений и других предметов культа были преимущественно ручными, то сегодня список этих предприятий увеличился. При этом ателье обзавелись современным оборудованием с программным управлением.

Гардероб от батюшки. Где шьют одежду для служителей церкви? | Фото Сергея Бобылева/ТАСС

Фото Сергея Бобылева/ТАСС

Из светлиц - к станку

В былые времена церковные облачения шили в монастырях и мастерских (светлицах) при дворах князей, бояр, богатых служилых людей. В этих светлицах под руководством хозяйки дома работали иногда до полусотни мастериц. Позже выпуск предметов церковного обихода в России стал делом различных частных лиц и компаний.

«После революции подобные мастерские по всей России были закрыты, - рассказывает научный сотрудник Музея истории религии Светлана Семенова. - И только в 1949 году патриарх Алексий I добился разрешения организации небольшого производства богослужебных предметов в московском Новодевичьем монастыре. Мастерам приходилось искать старое оборудование, ремонтировать его. На шитье облачений за неимением другого материала шла ткань, предназначенная для штор, которую небольшими отрезами закупали в комиссионных магазинах».

В 1961 году мастерские были переведены в подмосковное село Алексеевское. И только в 1980-м, в преддверии празднования 1000-летия крещения Руси, удалось добиться создания полноценной специализированной фабрики, для которой был выделен участок в поселке Софрино.

Невское шитье

Не так давно открылась первая мастерская церковного шитья и вышивки богослужебных, повседневных и храмовых облачений в Карелии - при соборе Александра Невского в Петрозаводске. В прошлом году в Петербурге отметила 20-летие мастерская при подворье Оптиной Пустыни, которая занимается изготовлением плащаниц, хоругвей, покровцов, богослужебных облачений, митр и другой шитой утвари. Более десяти лет на берегах Невы работает швейная мастерская при Александро-Невской лавре.

Как правило, в такие мастерские приходят по призванию. К примеру, руководитель швейной мастерской Александро-Невской лавры Андрей Коваленко имеет дипломы Ленинградского института текстильной и легкой промышленности (ныне Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна) и Королевской академии искусств (курс дизайна одежды, Антверпен, Бельгия).

«Наша швейная мастерская была создана в 2006 году. Помещение в Федоровском корпусе Александро-Невской лавры было отремонтировано и освящено, - говорит Андрей Николаевич. - Перед нами была поставлена задача - создание ризницы монастыря (пошив всех служебных облачений для священства), которая не обновлялась с двадцатых годов прошлого века».

По словам Коваленко, работникам мастерской пришлось разрабатывать собственный стиль изготовления облачений - от подбора прикладных материалов, дизайна пуговиц до разработки дизайна тканей и вышивки. Основными источниками информации были запасники музеев и методические указания из архивных журналов по шитью дореволюционной эпохи. Многое приходилось адаптировать к возможностям современных материалов и технологий. С тех пор были пошиты все служебные облачения для монастыря и выполнено множество заказов для храмов Русской православной церкви на территории России и за ее пределами.

«В среднем в месяц мы производим около 20 единиц. Все проектируется индивидуально, и проекты не повторяются. При работе ориентируемся не на количество, а на качество, поэтому срочных заказов не берем», - пояснил Коваленко.

Из парчи и шелка

Церковные облачения шьют в основном из этих материалов. «Изначально мы решили работать с тканями отечественного производства, - продолжает Андрей Коваленко. - В результате у нас сложились хорошие взаимоотношения с такими старейшими предприятиями, как «Павлово-Посадский шелк» и Рахмановский шелковый комбинат, которые специализируются на производстве тканей церковного облачения. Ткани используем как синтетические, так и натуральные».

Интересно, что в производстве церковного облачения применяются ткани только семи цветов: белого, черного, голубого, красного, зеленого, желтого и фиолетового. Каждый цвет соответствует определенным дням и праздникам, когда проходят богослужения. Так, таинство крещения и венчания совершается в белых ризах. Службы на праздники, связанные с именем Божией Матери, проходят в голубых облачениях. В Троицу храмы встречают богомольцев жизнеутверждающим зеленым цветом. Бордовые одежды надевают в дни памяти мучеников, а в пасхальные дни - красное.

Иконовышивание

Доля ручного труда в производстве церковных облачений существенная. К примеру, в создании архиерейского облачения такой труд составляет 80%. Особенно это относится к вышивке ликов (лицевое, или личное, шитье), которые сначала прорисовывают иконописцы. Личное шитье невозможно выполнить на машине, так как оно подразумевает так называемый шов «в раскол», когда вышивальщица следующим стежком «раскалывает» (попадает иглой) тонкую нить.

«Когда мы впервые делали вышитые иконы, нам не было благословения вышивать на машине части тела и лики, отсюда сама собой определилась необходимость прошивать их вручную», - отмечает Андрей Коваленко.

Как правило, лики и части тела шьются одним цветом нитей, разные направления стежков дают разные оттенки, таким образом достигается визуальный объем изображения. Одежду святых и остальные детали икон выполняют на машине. Совмещение ручной и машинной вышивки в одно изображение требует ювелирного мастерства.

«Считается, что изготовление дизайна вышивки для вышивальной машины - процесс механический, не требующий особых творческих изысканий. На самом деле это заблуждение, - говорит Коваленко. - Любой дизайн, смоделированный программой, приходится доводить до ума вручную». Также в современных церковных швейных мастерских используют метод сублимационной полноцветной печати. С его помощью, к примеру, создают сувенирную продукцию для Александро-Невской лавры - лаврские платки, которые очень нравятся паломникам.

#храмы и церкви #религия #одежда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 063 (6661) от 15.04.2020 под заголовком «Гардероб от батюшки».


Комментарии