Единый налоговый счёт: как проверить начисления и не переплатить
С началом октября петербуржцы наряду с другими россиянами начали массово получать уведомления от Федеральной налоговой службы (ФНС) по платежам за прошлый год. Причем в 2026‑м «письма счастья», как их давно окрестили в народе, будут обладать определенной спецификой, о которой следует знать любому, кто хочет спать спокойно.
ФОТО Кирилла КУХМАРЯ/ТАСС
Для начала об общих цифрах. По предварительным данным, нынче фискальное ведомство рассчитывает собрать с граждан страны рекордную сумму 452,8 млрд рублей. Что почти на 10 % больше, чем сборы предыдущего года. Для этого ФНС намерена разослать около 70 млн уведомлений, 90 % из которых будут доставлены получателям в электронном виде через «Госуслуги» и личный кабинет ФНС. Причем в нынешнем году процесс рассылки стал полностью автоматическим: уведомления отправляются в личные кабинеты пользователей без каких‑либо дополнительных действий с их стороны. Но…
На практике таким образом «письма счастья» получают только те, у кого есть ранее подтвержденный аккаунт на «Госуслугах». Если имеется личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС — уведомление приходит в него. А когда нет ни того, ни другого, «бумагу» направят заказным письмом обычной почтой по месту регистрации плательщика. Впрочем, бумажное уведомление под расписку лично можно получить в любой налоговой инспекции или через МФЦ.
Главное изменение в этой практике — получение единого налогового счета (ЕНС). Если раньше вы могли получать отдельные счета по налогу за транспорт, землю, имущество и по доходам физических лиц (НДФЛ), то теперь все они объединены в одно целое. Что, согласитесь, удобно как для налоговиков, так и для пользователей. Оплатить налоги можно самыми разными способами, начиная от банального похода со специально распечатанной квитанцией в банк до онлайн-оплаты через личный кабинет в ФНС, в мобильном приложении «Налоги ФЛ» или через «Госуслуги».
Еще одна новинка — появление прогрессивной шкалы ставок по НДФЛ: налог со всех основных доходов (зарплата, премии, выплаты по договорам ГПХ, вознаграждения) теперь считается по новой пятиступенчатой шкале согласно пункту 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ. В реальности это означает, что если за прошлый год вы заработали больше 2,4 млн рублей, то будете платить уже не привычные 13 %, а 15 %. Или еще больше — зависит от суммы дохода. Однако повышенная ставка применяется только к сумме сверх порога: при доходе 3 млн по ставке 15 %, к примеру, облагаются лишь 600 тыс. рублей.
Стоит напомнить, что в этом году снова придется платить налог и по так называемым пассивным доходам. Под ними, в частности, подразумеваются дивиденды, доходы от продажи имущества, по операциям с ценными бумагами и проценты по вкладам: в их отношении действует пункт 6 статьи 210 НК РФ и применяется двухступенчатая налоговая шкала. Если сумма полученного «пассива» не превышает 2,4 млн рублей — заплатите 13 %. Если она больше этого порога — 15 %. Важный нюанс состоит в том, что в отношении таких доходов в нынешнем году существует необлагаемый лимит в 210 тыс. рублей: налог берут только с суммы процентов (дивидендов и пр.) сверх него. «Заработали» 310 тыс. рублей в виде процентов по вкладам — заплатите лишь 13 тыс. (13 % от 100 тыс. рублей превышения). Проценты по всем вкладам и счетам (и во всех банках) складывают, а по рублевым счетам со ставкой не выше 1 % годовых и по счетам эскроу — не учитывают.
Что делать, если в 2025‑м вы были «многостаночником» и трудились сразу у нескольких работодателей? Ведь любой из них удерживал НДФЛ только со своих выплат и по своей же ставке. И, само собой, о размере вашего заработка в других местах каждый из них не знал. Все просто: налоговая инспекция отслеживает ваши доходы со всех официальных мест работы. Суммирует их. И если по итогам 2025‑го ваш общий доход превысил 2,4 млн рублей — заплатите за превышение по ставке 15 % или выше. Однако бежать куда‑то и подавать декларацию 3‑НДФЛ для этого не нужно: доплату, опять же, включат в единое налоговое уведомление. И с тем же, как обычно, сроком уплаты до 1 декабря 2026 года.
Как платить? Чтобы потом не было мучительно больно, для начала надо тщательно проверить все начисления. И убедиться, что налоговая все подсчитала правильно и по НДФЛ, и по «пассивным» доходам, а также за землю, недвижимость, машину и пр. Если вдруг обнаружили какие‑то ошибки или неточности — есть время найти взаимопонимание.С началом октября петербуржцы наряду с другими россиянами начали массово получать уведомления от Федеральной налоговой службы (ФНС) по платежам за прошлый год. Причем в 2026‑м «письма счастья», как их давно окрестили в народе, будут обладать определенной спецификой, о которой следует знать любому, кто хочет спать спокойно.
Потому как после 1 декабря, если не заплатите в полном объеме, уже появятся пени. При наличии на едином налоговом счете (ЕНС) положительного сальдо (такое тоже бывает в случае переплат или предварительно зачисленных туда средств) эти деньги могут списать в счет уплаты налогов 1 декабря. Но проверить начисления и оплатить их все же лучше сильно заранее, не откладывая на последний день ноября.
По оценке доцента Финансового университета Ольги Борисовой, основой для роста налоговых поступлений является вывод доходов населения из «тени», в которой, по оценкам Минтруда, до сих пор работают около 5,3 млн человек. Предполагается, что по итогам 2026‑го удастся легализовать доходы примерно 1,3 млн россиян. Что касается увеличения ставок налогов, то в обозримом будущем, скорее всего, будут меняться лишь размеры транспортного налога и налогообложение объектов недвижимости. В сторону их повышения для тех, кто владеет дорогими машинами или домами. Поскольку регионы могут сами влиять на этот параметр, ставки могут отличаться в разных областях и республиках. Но в текущем году никаких перемен по этой тематике ждать уже не приходится.
Читайте также:
В 2027 году пенсии проиндексируют дважды
Россияне активно осваивают цифровой рубль
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (8252) от 08.10.2026 под заголовком ««Письма счастья» в пути».




