Рост НДС на 2%: кто за ценой не постоит?

В середине июня правительство РФ объявило о том, что хотело бы поднять ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. Повышение ставки принесет бюджету более 600 млрд рублей ежегодно. Такой документ должен принять парламент, внеся соответствующую правку в Налоговый кодекс. Однако рост НДС даже на два процентных пункта вызовет удорожание многих товаров. Чтобы понять этот механизм, мы в очередной раз разберемся в сути данного налога.

Рост НДС на 2%: кто за ценой не постоит? | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Французский налог

НДС - косвенный налог, продавец добавляет его к стоимости продаваемых товаров, работ или услуг. Таким образом, исключается двойное налогообложение.

В отличие от налога с продаж НДС - «европеец», придумали его во Франции в 1950-е. В России НДС появился в 1992 году, причем был изначально драконовским - 28%. Экономика в том году летела в пропасть, и уже с 1 января 1993 года ставка была снижена до 20%. С 2004-го ставка НДС была снижена до 18%, таковой она остается и сегодня. Правда, для льготных товаров (для детей, медицинских) действует ставка 10%, а для экспортеров - 0%.

Теперешнее повышение НДС на 2% может привести к разгону инфляции до 4,5%, заявила глава Центробанка Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме. Инфляция в России по итогам 2017 года составила 2,5%. «Сейчас, когда инфляция находится на этом уровне, мы сможем с большой вероятностью достаточно спокойно пройти момент изменения ставки НДС», - отметила глава Центробанка.

В июне, принимая решение сохранить ключевую ставку на уровне 7,25% годовых, Банк России пояснил, что ему пришлось скорректировать прогноз по инфляции с учетом предлагаемого повышения налога на добавленную стоимость в 2019 году. Банк России прогнозирует годовую инфляцию 3,5 - 4% в конце 2018 года и ее краткосрочное повышение до 4 - 4,5% в 2019-м. Темпы роста потребительских цен вернутся к 4% в начале 2020 года. Получается, что платой за подъем НДС станет рост цен примерно на 1%.

Кому плюс,а кому и минус

Мы опросили экспертов финансового рынка и разных отраслей реального сектора. Общий вывод - последствия роста НДС будут негативными, но этой меры вряд ли удастся избежать. Будем приспосабливаться.

«В строительной отрасли потери лягут только на подрядные организации, - отметил основатель «Центра эффективных улучшений» Станислав Логунов. - В структуре их затрат в зависимости от видов выполняемых работ около 30% - прямые и косвенные расходы на содержание сотрудников, что не является предметом для вычета НДС. При этом рентабельность колеблется от 1,5 до 3,5%. Простейший расчет показывает, что при росте НДС на 2% рентабельность снизится до 0,9 - 2,9%».

По мнению эксперта, подрядчики не могут выдержать даже существующую норму рентабельности - самую низкую среди базовых отраслей экономики. По данным Рейтингового агентства строительных компаний, за год число участников петербургского строительного рынка сократилось на 16%. Его покинула почти тысяча фирм, в основном малых и средних.

Сходная ситуация и на федеральном уровне - за год в России с рынка ушло 18% фирм - порядка 26 тысяч организаций. А, по данным НИУ ВШЭ, еще 16 - 17% строительных компаний (каждая шестая) находятся в предбанкротном состоянии. Едва ли целью правительства может являться что-то из вышеперечисленного. Просто, к сожалению, из всех возможных решений выбрано самое простое.

«Не лучше ли будет дифференцировать размер НДС в зависимости от рентабельности отраслей, а для строителей ввести льготы на налоги на фонд оплаты труда? - говорит Логунов. - Кстати, если снизить налоговое бремя на строительство, тем самым повысив его рентабельность, вполне можно было бы направить в отрасль деньги Пенсионного фонда. А почему бы и нет? Во всем мире недвижимость входит в десятку лучших инструментов для инвестирования. Так и пенсионный возраст можно будет снизить!»

Формула успеха

«Цель властей - наполнить бюджет. Формула цены: себестоимость (она же - расходы производителя) + прибыль + акциз (по подакцизным товарам) + НДС. Повышение любого косвенного налога ведет к увеличению цены. И не на 2%, а в зависимости от цепочки посредников минимум на 5 - 10%, а то и выше. Цепочка посредников - это транспортировка, производство, упаковка, доставка и пр., - отметила эксперт по налогообложению компании СКБ «Контур» Наталья Горбова. - Все это приведет в итоге к тому, что свободных денежных средств у населения останется меньше».

Далее по цепочке: меньше денег - потребление снизится, инвестиции снизятся и... все вернется на новый кризисный круг, но уже с более широким охватом. Да, не сегодня, возможно, и не завтра. Но в недалеком будущем непременно. Взамен правительство предлагает ускоренное возмещение НДС экспортерам и снижение порога для его применения с 7 млн рублей до 2 млн рублей. Это означает, что налоговый контроль для таких компаний будет предварительным. Для кого-то это положительный момент. Срок камеральной проверки будет сокращен, что приведет к ускорению оборачиваемости средств.

«Почему правительство начинает реформу (а то, что мы имеем дело с началом налоговой реформы, сомнений нет) именно с косвенных налогов? - удивляется Горбова. - Да просто потому, что это очевидный путь к регулярному, быстрому и эффективному наполнению бюджета. Уверенный шаг к проведению реформы прямых налогов - налога на прибыль, НДФЛ и пр., то есть налогов на производителей. Отдача от этих налогов имеет достаточно большой временной лаг».

На краю диапазона

«Потребителя ждет рост инфляции в результате принятых решений. Бизнес, в частности - мелкий и средний, окажется под давлением, но вряд ли «на грани закрытия». Население встанет перед фактом роста цен, так как бизнес-структуры не захотят идти на сокращение нормы прибыли и увеличат цены в размере нового налога, - считает ведущий аналитик компании «Эксперт плюс» Мария Сальникова. - Если говорить о вариантах решения проблемы, то малый бизнес может вернуться на упрощенную систему налогообложения и сохранить свою долю присутствия на рынке. Однако сберегательная модель поведения населения из-за низкого уровня пенсионных выплат, умеренных темпов роста заработных плат, девальвации рубля с 2017 года на 15% и угроз развития экономики под давлением крупного бизнеса будет создавать почву для закрытия мелкого предпринимательства: в ценовой конкуренции такие игроки могут не выиграть».

«В первую очередь стоит ожидать ускорения инфляции, - полагает исполнительный директор фонда ICBF Максим Ефремов. - В данный момент достаточно сложно предсказать какие-либо конкретные цифры, но, судя по всему, к концу года целевой показатель инфляции 4% будет преодолен. Разумеется, это должно негативно отразиться на потреблении, ведь обычно размер данного налога зависит от покупательской способности населения. Например, в Швеции и Норвегии он равен 25%, тогда как в Таиланде - 7%, Панаме - 5% и т. д.».

Финансовые возможности россиян находятся на пределе, это отмечают даже чиновники. Поэтому из-за роста ставок базисных налогов следует ожидать новой волны сокращения покупок населением, снижения рентабельности продаж производителей, что в целом никак положительно на экономику повлиять не может.

«Потенциальное ускорение инфляции повлияет на монетарную политику ЦБ РФ, - пояснил Ефремов. - Ведомство на протяжении длительного времени уменьшало ключевую ставку и делало кредиты более дешевыми и доступными. Однако сейчас достаточно логичным будет ожидать если не обратных действий, то некой передышки со стороны мегарегулятора. Учитывая тот факт, что дешевые кредиты являются одной из основ экономического роста, а таковых займов у нас немного, увеличить ВВП станет сложнее».

«По экспертным оценкам, НДС формирует около 35% доходов федерального бюджета. По объему поступлений это крупнейший федеральный налог, - напомнил валютный стратег группы компаний TeleTrade Александр Егоров. - Кроме того, НДС - налог косвенный. Поэтому его повышение, с одной стороны, приведет к увеличению бюджета (что, вероятно, и явилось причиной введенных изменений для реализации майских указов президента РФ), а с другой - может привести к снижению потребительской активности».

Если это произойдет, в зоне наибольшего риска роста цен окажутся подакцизные товары - бензин, алкогольная и табачная продукция. Учитывая, что в основе действующей экономической модели лежат цены на нефть и уровень потребления, эффект роста НДС будет заметен и в других сферах. Вероятно снижение инвестиционной активности в целом, что приведет к замедлению темпов роста ВВП. Сейчас Министерство экономического развития прогнозирует рост ВВП в 2018 г. в диапазоне 1,6 - 2,1%. 

Материал был опубликован в газете под № 121 (6230) от 09.07.2018 под заголовком «Два процента несчастья».

#НДС #правительство #экономика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 121 (6230) от 09.07.2018.


Комментарии