Дорогие теперь москвичи. В Петербурге оценили экономику туризма по итогам лета

За истекшие 8 месяцев туристическая отрасль принесла в экономику Северной столицы около 215 млрд рублей. «В 2021 году этот показатель был почти в два раза ниже и равнялся 124 миллиардам рублей», — сообщил глава профильного комитета Смольного Сергей Корнеев. В этой связи сфера туризма после ковидного спада становится все более значимой для пополнения бюджета города, а прогнозы по ее развитию — более позитивными.

Дорогие теперь москвичи. В Петербурге оценили экономику туризма по итогам лета | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

К нам едут миллионы

В целом Петербург движется в том же направлении, что и внут­ренний туризм в стране. Так, по оценке руководителя профильного федерального агентства Зарины Догузовой, в период с мая по август 2022‑го внутри России турпоездки совершили около 25 млн человек — больше, чем за тот же период во все предыдущие, в том числе допандемийные, годы.

Свой вклад в этот результат помимо закрытия границ вносит туристический кешбэк. Кстати, Петербург возглавляет список наиболее популярных направлений для путешествий с познавательной целью, а в общем рейтинге спроса на туры с кешбэком уступает только Кубани и Крыму. И есть надежда, что по итогам года будет покорен рубеж 7 млн туристов. Это, конечно, не допандемийные 10 миллионов, но в текущих условиях и это будет серьезным достижением.

С экономической точки зрения прежде долго находившийся в арьергарде туризм в Петербурге играет все большую роль. Но его доходы могли бы быть и значительно большими, если бы городу удалось привлечь больше зарубежных, в прямом смысле дорогих туристов.

Как это выглядит в цифрах? Свежий выпуск «ТурБарометра Санкт-Петербурга», который показывает «погоду» на профильном рынке и готовится городским комитетом по развитию туризма совместно с агентством «Маркет Гайд», показывает: в первом полугодии 2022‑го по сравнению с тем же периодом прошлого года поток гостей в город вырос сразу на 32,7 % — до уровня 3,77 млн человек. Скачок ощутимый — туристов у нас стало на 900 тыс. больше.

При этом львиную долю в потоке гостей, как и следовало ожидать, занимают туристы из России: их Петербург принял более 3,6 млн, тогда как на иностранцев пришлось только 160 тыс. прибытий. Правда, и тут есть прогресс, поскольку в 2021‑м в общем объеме туристского потока по итогам первого полугодия гости из‑за рубежа заняли только 2 %, а нынче — 3,4 %. Да и география стран, откуда к нам прибывают иностранцы, расширилась: город чаще стали навещать туристы из Катара, Ливана, ОАЭ и других стран Большого Ближнего Востока.

Кто делает кассу?

Именно в изменившейся структуре турпотока заключается главная проблема. Ведь, по данным аналитики агентства «Маркет Гайд», средние расходы за поездку в Северную столицу значительно отличаются в зависимости от родины прибывающих. Так, туристы из российских регионов за визит в Петербург обычно тратят 36,3 – 36,5 тыс. рублей, гости из ближнего зарубежья — 62,6 – 62,8 тысячи, а «дальнезарубежные» — 96,9 – 97,1 тыс. рублей. То есть в 2,6 раза больше, чем россияне. Еще в 2019‑м туристов из‑за кордона в городе на Неве было несколько миллионов, а сейчас — менее 200 тысяч. Легко можно подсчитать, сколько долларов, евро или юаней отсутствующие иностранцы не довезли до берегов Невы.

К счастью, структура внутреннего потока туристов говорит о том, что в первую очередь к нам едут из «зажиточных» регионов. А самым главным поставщиком турис­тов остается московская агломерация — ее доля в общем котле петербургского туризма составляет до 40 %. И понятно почему: они самые платежеспособные клиенты, а в их распоряжении удобное транспортное сообщение с Петербургом.

По данным Мосстата, в первом полугодии 2022 года средняя начисленная (до вычета налогов) зарплата в столице превысила 120 тыс. рублей на человека. И хотя в Подмосковье эта величина заметно меньше, с учетом того, что многие жители региона трудятся в Москве, их тоже можно считать высокооплачиваемыми. Любой аналитик скажет — доход на уровне 100 тыс. рублей для мос­ковской агломерации уже давно норма, а не исключение. Поэтому для москвича сгонять на уик-энд в Петербург, потратив на поездку уже названные 36 тыс., — вполне приемлемо. А вот для жителей других окрестных регионов — ­роскошь.

В числе самых частых гостей Петербурга числятся и туристы из Северо-Западного региона России, Центрального и Приволжского федеральных округов, а также юга страны. Но денег они приносят меньше. К примеру, в соседних с Петербургом областях, Новгородской и Псковской, по итогам 2021 года средняя номинальная зарплата, по данным Росстата, не превышала 40 тыс. рублей в месяц. И если для москвича поездка на отдых в город на Неве — дело обычное, то для новгородца или псковича из «глубинки» — удовольствие дорогое. И потому далеко не всем по карману даже тогда, когда дорога до Северной столицы занимает несколько часов.

Подтверждают прямую зависимость активности на рынке туризма от уровня доходов и социологи. Так, по результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, этим летом путешествовавшие вне домашнего региона россияне в среднем тратили на поездку 38,6 тыс. рублей на человека. Почти столько же, сколько средний внутренний турист в Петербурге.

Причем в мае наши сограждане планировали потратить на отдых 45 тыс. рублей, а по факту получилось почти столько же, сколько в 2021‑м (38,8 тыс.), и лишь немногим больше, чем в 2020‑м (около 32,6 тыс. рублей). Но самое главное, что провели отпуск именно там, где планировали, только 35 % респондентов. И главным препятствием к отдыху стала нехватка денег — каждый четвертый ­заявил об этом прямо.

Привлекаем тех, кто платит

С учетом того, что Петербург хочет не только увеличивать количество принимаемых туристов, но и наращивать финансовую отдачу от них, город активно продвигает себя на перспективных международных рынках. Так, в течение последнего месяца специалисты из Петербурга представили его туристические возможности на целом ряде крупных профильных выставок в Азии. В их числе международные туристские в Гонконге и Хошимине (Вьетнам), в Дели и Мумбаи (Индия).

Город также показали в Объединенных Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии: эти и другие арабские страны (в т. ч. Кувейт, Катар, Оман и Бахрейн) считаются в Северной столице одним из наиболее перспективных рынков. Кроме того, благодаря наличию недавно появившейся прямой ­авиаперевозки на берегах Невы вполне могут рассчитывать и на прирост числа состоятельных туристов из Ирана.

Впрочем, в деле привлечения платежеспособной публики не сбрасываются со счетов и регионы России. Например, на традиционной осенней выставке в Москве «ОТДЫХ Leisure» Петербург выступил в статусе города-партнера, в первый же день ее работы организовав деловую сессию, посвященную перспективам развития проекта «Серебряное ожерелье России». Город давно позиционирует себя в качестве национального хаба для путешествий, связывающего большинство маршрутов на Северо-Западе России.

Позитивные перспективы, конечно, есть: как считает исполнительный директор Ассоциации ­туроператоров России Майя Ломидзе, отрасль удивительным образом снова сумела приспособиться к резко изменившимся условиям. «В настоящее время у нас практически нет целого сегмента туристического рынка — въездного туризма. Но есть быстро растущий внутренний и есть выездной, где пять направлений обеспечивают 90 % потока туристов, — пояснила она. — Туриндустрия не только продемонстрировала устойчивость, но и сумела нарастить обороты».


#экономика #туризм

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (7257) от 19.09.2022 под заголовком «Дорогие теперь москвичи».


Комментарии