Дефицитный товар. Куда исчезли маски из аптек Петербурга и Ленобласти?
Очередной ажиотаж вокруг медицинских масок в аптеках Петербурга уже никого не удивляет. Все потому, что дефицита и скачка цен на эти товары сейчас не наблюдалось. По крайней мере в крупных масштабах. Однако Федеральная антимонопольная служба (ФАС) зафиксировала недавно многократный рост цен на медицинские маски в большинстве субъектов РФ. Петербург и Ленинградская область не стали исключением.
Производство масок в Петербурге и соседних регионах открывает большие перспективы для целлюлозно-бумажной промышленности и связанных с ней отраслей. ФОТО Станислава КРАСИЛЬНИКОВА/ТАСС
Черная дыра аптечной сети
Масок в аптеках северной столицы и 47-го региона нет. При этом все предприятия, выпускающие данную продукцию, работают на полную мощность в круглосуточном режиме. А их график исполнения заказов расписан на несколько недель вперед. По информации Минпромторга, выпуском медицинских масок в стране сегодня занимаются 20 производителей, в числе которых «КИТ» во Владимире, производство в Иванове, в Казани, петербургская «Маска» и др. В целом отрасль производит 1,2 млн медицинских масок в сутки. Этого объема достаточно, чтобы обеспечить внутренний спрос.
«Сегодня действительно зафиксирован повышенный спрос на данную продукцию. И это нас не радует. Потому что не всегда производственные мощности могут справиться с резким повышением спроса. В результате многие предприятия не принимают новые заказы до апреля», - констатирует председатель Совета производителей дезинфицирующих средств Елена Кудрявцева.
В качестве иллюстрации к сказанному приведем объявление, размещенное на сайте крупного петербургского производителя медицинских масок «Маска»:
«Заранее приносим свои извинения, в связи с огромным потоком запросов, поступающих в наш адрес по электронной почте и телефону, мы не имеем возможности оперативно и в полном объеме их обрабатывать. В настоящее время медицинских масок в свободной продаже у нас нет, новые заказы временно не принимаются: все наши производственные мощности полностью загружены под обеспечение обязательств по ранее заключенным контрактам и договорам на поставку в аптечные сети и лечебно-профилактические учреждения».
Кроме того, в начале марта вступило в силу постановление правительства РФ «О введении временного запрета на вывоз отдельных видов продукции из Российской Федерации». В перечень запрещенных к вывозу товаров вошли респираторы, герметичные защитные очки, медицинские маски, марли, бинты, дезинфицирующие средства, хирургические и медицинские диагностические перчатки и ряд других видов медицинских изделий.
Запрет не распространяется на вывоз продукции для оказания международной гуманитарной помощи (в том числе Китаю), а также на вывоз гражданами для личного использования. Запрет будет действовать до 1 июня текущего года.
Выходит, что производители масок днями и ночами работают, перевыполняя производственный план. Но тогда непонятно, в какую черную дыру девается такое количество выпускаемой ими продукции? Любителей скупать маски (даже без учета коронавируса) - граждан Китая - сегодня в Петербурге практически не осталось.
Возможно, кто-то из жителей Петербурга и решил приобрести десяток-другой масок впрок, но все-таки надо признать, что основная масса людей, пока температура не поднимется, лишний раз в аптеку не пойдет. По понятным причинам потребность в защитных масках возросла в медицинских учреждениях. Предприятия общественного питания и ретейла, выполняя предписания контролирующих органов, также закупили маски. Только вот не верится, что они «съели» все запасы.
Чудеса стихийного маркетинга
Напомним, что впервые медицинская маска получила статус дефицита в 2009 году, когда развернулись страсти вокруг гриппа. До того периода в России маски в повседневной жизни не использовались и рынок был ориентирован исключительно на медицинские учреждения. Тогда появилась мода на защитные маски, что дало толчок активному развитию их производства. Вдохновленные повышенным спросом, многие предприниматели пытались организовать производство данного товара, однако их начинания потерпели фиаско. Уж слишком капризной оказалась продукция.
После того как паника вокруг гриппа улеглась, потребительский интерес к маскам поостыл и они зависли на складах. А поскольку у медицинских масок есть сроки годности, их нельзя закупать заранее впрок, так как в определенный момент они превращаются в неликвидный товар.
Одна из немногих компаний, которая тогда все-таки сумела занять место на рынке, - петербургское производственное объединение «Маска». Сегодня на предприятии используются современные технологии, инновационные нетканые материалы на основе спанбонда и мельтблауна. Здесь выпускается более 150 миллионов одноразовых медицинских масок в год, продукция идет не только в российские города, но и в Армению, Белоруссию, Казахстан и Киргизию.
В обычное время предприятие загружено на 70%. В периоды ажиотажа - на полную мощность. При этом расширение бизнеса владельцы компании считают нецелесообразным. Для справки: дополнительная линия производительностью 210 масок в минуту на сегодняшний день стоит около 3 млн рублей. И, по мнению экспертов, эти вложения вряд ли окупятся вирусным сезоном, который рано или поздно закончится.
Лживое звено
Как правило, крупные производства напрямую с аптеками не работают, так как развозить небольшие партии продукции таким предприятиям нецелесообразно. Поэтому они налаживают сотрудничество с конечными заказчиками через посредников, которые формируют поставки и занимаются непосредственно доставкой товара по торговым точкам. Учитывая тот факт, что средняя отпускная цена производителей на медицинские маски (1,5 - 2 рубля) на сегодняшний день не изменилась, причину ее роста следует искать на уровне аптечных сетей или дистрибьюторов.
Так, в феврале в некоторых регионах России, прежде всего в Петербурге, было выявлено необоснованное подорожание масок. Региональным УФАС России даже было возбуждено дело по признакам нарушения закона о защите конкуренции в отношении оптовых поставщиков медицинских масок: «Медицина Санкт-Петербург», «НПКФ» «Эклиф», «Профитмед СПб», «Новамед СПб». В ходе проведенного мониторинга цен на указанные изделия антимонопольный орган выявил, что перечисленные организации с середины января по начало февраля 2020-го практически одновременно и более чем в 1,5 раза подняли отпускные цены для розничных предприятий.
«Изучив цепочку «производитель - дистрибьютор - розница», мы пришли к выводу, что возможные признаки картельного соглашения, вероятно, присутствуют на уровне оптовых продаж», - прокомментировал ситуацию руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров.
К аналогичному выводу пришли специалисты УФАС по Ленинградской области.
«В сложившейся ситуации мониторинг цен на данный товар проводится еженедельно, - отмечает руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Александр Плетешков. - Согласно информации, поступающей от аптек и аптечных сетей (имеется в виду февраль 2020 года. - Прим. ред.), цены на маски варьируются от 1,8 рубля до 10 рублей. По имеющимся данным, повышение стоимости в основном происходит в оптовом звене и составляет в среднем 13%. Ажиотажа вокруг цен на маски в 47-м регионе нет. В Ленинградское УФАС России поступило одно заявление относительно роста цен на маски в Киришах. В настоящее время проводится проверка по данному факту, возбуждено административное дело в отношении аптеки за непредоставление информации».
На фоне этого как нельзя кстати звучат слова главы Минпромторга Дениса Мантурова: «Необходимо предотвратить так называемый искусственный дефицит некоторых медицинских изделий - масок, респираторов, противовирусных средств, которые спекулянты могут вывозить за рубеж».
За «нал» и только
Однако вряд ли показательные поверхностные проверки в полной мере скорректируют ситуацию. «Темой», на которой в данный момент можно делать большие деньги, занимаются отнюдь не глупые люди, которые уже разработали массу мошеннических схем. Так, масок по завышенным ценам в аптеках нет, как, впрочем, и самих масок. А вот в других - неофициальных - каналах сбыта маски есть, только ценник их уже от 10 до 30 рублей за штуку и выше. Вот несколько свежих объявлений: «Медицинские маски производства Иваново. Возможна отгрузка до 300 тыс. в день. Все по договоренности и только при встрече. Предоплата на предзаказ 70% также при встрече. Цена 18 - 21 руб. за штуку».
«Поставка 300 тысяч масок каждую неделю. Только нал. Сертификатов НЕТ! Поэтому такая низкая цена - 19 рублей. Маски с нормальной фабрики, не подпольной. В данный момент стоит запрет на производство третьим лицам и в связи с этим нам отдают маски без наклеек и сертификатов».
«Маски в наличии. Стоимость - 23 рубля за штуку. Есть предложения с более интересными ценниками, но на большие объемы. Если вы перекупаете, скажите об этом сразу. Нам все равно кому продавать».
Петербургская группа компаний «Бахилы.рф» и вовсе предупреждает своих клиентов об учащении случаев мошенничества среди недобросовестных компаний по реализации медицинских масок. Мошенники представляются сотрудниками компании, вплоть до руководства, и предлагают купить товар, а именно - медицинские маски - на крупную сумму. Подъезжают к складским помещениям и офисам. Берут денежные суммы и после пропадают.
Список вариантов финансовых уравнений с масками можно продолжить бесконечно, и списывать странный дефицит масок на «напуганных петербуржцев» вряд ли будет правильно.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 051 (6649) от 23.03.2020 под заголовком ««Золотая» маска для мошенников».
Комментарии