В ЗакСе Петербурга приняли проект городского бюджета: как это было

Городской парламент утвердил в первом чтении проект бюджета Петербурга на 2019 год, который депутатам лично представил врио губернатора Александр Беглов.

В ЗакСе Петербурга приняли проект городского бюджета: как это было | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Документ, умещающийся на 622 листах (на флешке - в 33 гигабайтах), предполагает доходы казны в размере 576,3 млрд рублей, а расходы - 628,3 млрд. Дефицит бюджета предварительно оценивается в 52 млрд рублей. Градоначальник обратил внимание депутатов на тот факт, что 82,3 млрд рублей запланировано на реализацию стратегических национальных проектов, объявленных президентом Владимиром Путиным в мае 2018 года. Из них 34,7 млрд рублей пойдут на поддержку демографии, 19,6 млрд - на жилье и городскую среду, 15,1 млрд - на дороги, 5,3 млрд - на цифровую экономику. На закупку льготных лекарств город выделит денег больше, чем ранее, - до 11 млрд рублей. В 2019 году расходы на образование в северной столице вырастут на 9,9% (до 148,9 млрд рублей). Очевидно, заметил глава Смольного, что бюджет Петербурга остается социально ориентированным.

Далее врио губернатора с трибуны Заксобрания заявил, что хочет распространить единовременные выплаты ветеранам, инвалидам войны, а также блокадникам и узникам концлагерей к 75-летию освобождения города от блокады и на тех, кто сегодня живет в других регионах России. На это потребуется 16,5 млн рублей (таких россиян около 5,5 тыс. человек). Соответствующая поправка к бюджету будет подготовлена ко второму чтению. Также Александр Беглов намерен внести поправки, позволяющие увеличить расходы на городскую среду - на парки, скверы, новые детские и спортивные площадки.

Содокладчиком выступил руководитель комитета финансов Алексей Корабельников, более детально обрисовавший параметры бюджета на будущий год. Естественно, что основу поступлений составят налог на прибыль и НДФЛ. Причем предполагается рост НДФЛ на 108,8% по сравнению с нынешним годом. Налог на прибыль прогнозировать сложнее - все зависит от состояния городской экономики, к тому же до 2024 года продлевается норма о снижении на 1% региональной ставки по этому налогу. Но пока в планах Смольного получить 162,6 млрд рублей, это больше, чем в 2018-м, на 8,1%.

Хорошие перспективы у «упрощенки», уже достигшей 6% в общем объеме собираемых налогов. Но, как сообщалось, город недосчитается 25 млрд рублей из-за отмены налога на движимое имущество, поэтому сейчас идут переговоры с Минфином о возможной компенсации. Тенденция последних лет - снижение неналоговых поступлений (с 2015 года их доля уменьшилась с 11 до 6%). Причины понятны - сокращение числа объектов городского имущества, так что их продажа или аренда уже не приносят прежних доходов.

Рассказывая о расходах, Корабельников, в частности, сообщил, что 43 млрд рублей пойдут на субсидирование общественного транспорта, из которых 28 млрд достанутся метрополитену. Что же касается адресной инвестиционной программы в 2019 году, то она будет посвящена преимущественно недострою, всего на АИП направят 88 млрд рублей.

Дефицит бюджета, по словам главы комитета финансов, будут покрывать за счет рыночных заимствований, однако исключительно «на капитальные вложения». А еще будут предприняты усилия по росту доходной базы и повышению эффективности расходов. В целом же, подытожил Корабельников, «бюджет сбалансированный, обеспечивает решение всех поставленных задач».

Однако во время выступлений депутатов выяснилось, что не все разделяют уверенность главного финансиста города. Многим хотелось ясности по бюджетным остаткам, которые традиционно образуются в любой региональной казне. Пришлось Алексею Корабельникову разъяснить некоторые непонятные парламентариям цифры. Все остатки, по его словам, используются на покрытие дефицита бюджета. В течение года они размещаются на банковских депозитах, то есть город на этом даже получает прибыль. Такая практика, объяснил глава профильного комитета, связана с тем, что деньги из бюджета расходуются неравномерно, большая часть - к концу года.

Во время прений малые депутатские фракции раскритиковали предложенный проект документа, особенно политику заимствований, а одна из них традиционно представила альтернативный бюджет и предложила отправить Алексея Корабельникова в отставку. Посетовали депутаты также на слабое развитие питерской подземки в отличие от московской. А такое печальное положение дел может сохранить отсутствие проектно-сметной документации, без которой невозможно рассчитывать на федеральные деньги. Судя по всему, депутаты решили использовать смену власти в Смольном для того, чтобы актуализировать важные для них темы. Например, что в расходной части бюджета не учтен рост тарифов естественных монополий.

Вопрос про бездарное исполнение адресной инвестиционной программы побудил на долгую и эмоциональную речь вице-губернатора Игоря Албина. Он назвал главные причины срыва сроков АИП - несовершенство системы госзакупок, отсутствие у начатых проектов сметы и расчетной документации. «В городе 12 тысяч проектных организаций, но ни одной нормальной», - завершил свое выступление вице-губернатор. Не забыв при этом упомянуть о мерах, принимаемых в вверенной ему сфере, - о создании реестра проектов повторного применения (это ускоряет и удешевляет строительство), открытии фонда инженерных изысканий...

В итоге проект бюджета на 2019 год поддержали 42 депутата, против голосовали лишь 8 человек. Губернаторские поправки к проекту бюджета ожидаются в Законодательном собрании к 7 ноября, а второе чтение документа пройдет 21 ноября.

Прямая речь

Проект закона «О бюджете Санкт-Петербурга на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» комментирует председатель
Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав МАКАРОВ:

- Формирование параметров бюджета стало примером эффективной совместной работы правительства Петербурга и депутатов во имя общей цели - интересов города. Работа проведена колоссальная. 42 встречи с главными распорядителями бюджетных средств - это как 42 километра марафона, когда надо с умом, грамотно выложиться, чтобы преодолеть дистанцию.

Итогом публичных слушаний бюджета стало рекордное количество заявок от граждан. Главные распорядители бюджетных средств должны услышать предложения народа. От этого зависит доверие к власти.

Главный финансовый документ следующего года будет бюджетом развития и сохранит свою социальную направленность. Когда на федеральном уровне рассматривались изменения пенсионного законодательства, мы обещали, что у петербуржцев останется весь социальный портфель льгот наших граждан. И все это учтено в смете городских расходов. Кроме того, крайне важно не допустить срыва ввода объектов социальной инфраструктуры.

При работе с бюджетом самое главное - правильно расставить приоритеты. Необходимо, чтобы главные распорядители бюджетных средств особое внимание уделили своевременной разработке и утверждению проектно-сметной документации для объектов, включаемых в адресную инвестиционную программу. Важно также оперативно заканчивать подготовку документов для проведения конкурсных процедур, чтобы объявлять их уже после второго чтения проекта бюджета. Каждый год многие конкурсы объявляются в августе, сентябре и даже позже. А нужно делать это максимально оперативно, чтобы работы, которые проводятся в теплое время года, можно было начинать как только сошел снег. И необходимо возвращаться к практике весенней корректировки бюджета: при осенней зачастую не хватает времени для ее реализации.

#ЗакС #город #парламент

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 204 (6313) от 01.11.2018 под заголовком «Бюджетный вектор».


Комментарии