Бумага все стерпит. Целлюлозно-бумажная промышленность в России развивается стабильно

Целлюлозно-бумажная промышленность (ЦБП) в России в нынешних сложных условиях развивается стабильно. Дефицита салфеток и туалетной бумаги не ожидается, а процессы импортозамещения проходят быстрее, чем ожидалось. Эта оптимистичная информация официально прозвучала на отраслевой выставке PulpFor в Петербурге.

Бумага все стерпит. Целлюлозно-бумажная промышленность в России развивается стабильно | ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Проверка на прочность

Проект, который в этом году отметил свое тридцатилетие, собрал под сотню участников из большинства регионов России, а также Белоруссии, Китая, Турции, Ирана, Индии и других стран.

Конечно же, на стендах были представлены компании из Петербурга и Ленобласти. В этом списке «Картон Сервис Северо-Запад», «Петромаш Сервис», «ЦБП-Сервис», «Гофро-Технологии», «Нео­хим» и другие… Что ни говори, а северо-запад нашей страны предприятиями целлюлозно-бумажной промышленности богат. К примеру, нашей упаковкой для молочной продукции, как и офисной бумагой, пользуются во всех уголках нашей страны.

Светогорскому ЦБК в нынешнем году исполнилось 135 лет, а этой осенью он официально перестал быть американским. Теперь предприятие называется НПАО «Светогорский ЦБК», а его новым владельцем стала петербургская компания «Палп Инвест». На сегодняшний день в линейку основного бренда предприятия SvetoCopy входит три продукта, в числе которых SvetoCopy ECO. Напомним, эта бумага была в кратчайшие сроки создана весной этого года на волне неожиданного дефицита. В отличие от привычной классики экобумага имеет винтажный оттенок слоновой кости. Тем не менее продукт соответствует ГОСТу.

«Сейчас рынок восстановился. Практически все отечественные ЦБК, как и наш, вернулись к производству классической белой бумаги. Тем не менее мы продолжаем изготавливать и нашу «кризисную» новинку, — рассказал директор по экологии, охране труда и промышленной безопасности Светогорского ЦБК Алексей Гришин. — Как это ни странно, многим нашим заказчикам понравилась именно такая бумага».

Вари, вари, котелок

Как бы то ни было, основная часть оборудования и сырья, которые используются на отечественных целлюлозно-бумажных комбинатах, произведена за рубежом. Соответственно, отказ от сотрудничества западных партнеров вызвал множество проблем в отрасли. Потому вполне логично, что практически на каждом стенде были представлены предложения по импортозамещению.

Представители российской компании «КОТЭС Инжиниринг» рассказали об организации консорциума из нескольких российских предприятий для создания содорегенерационных котлов (СРК), необходимых в технологическом цикле целлюлозно-бумажной промышленности. В настоящее время в мире существует всего несколько компаний, изготавливающих такие котлы. В Россию последние пятьдесят лет это оборудование поставлялось из Финляндии и Австрии, но сегодня прекращены не только поставки, но и сервисная поддержка уже действующих на российских предприятиях установок. При этом в стране нет даже актуальной конструкторской документации по данному оборудованию. Сейчас ведутся разработки отечественного СРК, а поставка и монтаж оборудования запланированы на 2025 год.

Челябинский производитель «Коелгамрамор» представил технологию для отбеливания бумаги. Специализируясь на создании гранул и порошков из природного мрамора, сотрудники компании в качестве решения проблемы выбрали микрокальцит — молотый мрамор, который используется как наполнитель картона и технической бумаги.

Брянское предприятие «Режущий инструмент» презентовало ножи и лезвия для производств санитарно-гигиенической продукции, бумаги и картона. А компания из Карелии «ОПТИ-СОФТ» — уникальную для нашего рынка систему планирования и управления производством мешочной продукции.

Об успешных результатах импортозамещения рассказали сотрудники пермского производителя мелованной бумаги и картона «Кама».

«С марта европейский импорт мелованной бумаги и картона стремительно сокращается, — констатировала руководитель группы маркетинга и управления продуктом предприятия Юлия Ермакова. — На этом фоне доля продукции нашего комбината на внутреннем рынке составляет 50 %. При этом в мае этого года мы начинали с 8 %. Объем потребления данной продукции в ближайшей перспективе сохранится на прежнем уровне. Тем не менее в следующем году потока импорта из Европы мы не ожидаем. Логистические затраты на преодоление санкций таковы, что цена европейской бумаги и картона становится неконкурентной. А вот к росту поставок из Азии надо готовиться с учетом того, что азиатские коллеги предлагают картон достаточно хорошего качества. В связи с этим только что наша компания получила сертификат на всю свою продукцию «Лесной эталон», который подтверждает легальность происхождения древесины, которую использует предприятие. В ситуации нарастающей конкуренции с Китаем наличие такого документа уравнивает наше предложение с конкурентом в части гарантий ответственного лесопользования».

Кстати, в рамках выставки были озвучены промежуточные итоги работы системы добровольной лесной сертификации «Лесной эталон».

«Система представлена уже в 34 регионах более 100 держателями сертификатов и почти 800 тысячами гектаров лесов, — сообщил директор ассоциации «Национальная рабочая группа» Николай Шматков. — Рост сертификации обусловлен спросом на внутреннем рынке. Независимое подтверждение легальности и устойчивости, экологической ответственности лесопользования требуется многим крупным игрокам российского рынка, включая ретейл, производителей тары и упаковки».

Особое внимание было уделено индустрии ЦБП в системе экономики замкнутого цикла.

«Когда в 2006 году в структуре нашей компании появилось предприятие по сбору и первичной заготовке макулатуры (ЮВИ СПб), наша организация превратилась в компанию с вертикальной интеграцией, — поделился директор по корпоративным коммуникациям SFT Group Анатолий Сафронов. — Тогда мы до конца не понимали всех пре­имуществ этого решения. Но ситуация турбулентности, которую мы наблюдаем в последнее время, показала нам весь спектр точек роста. В результате нам удалось сохранить максимальную стабильность и даже рост производства тарных картонов, а от них, по цепочке — обеспечить загрузку мощностей наших гофроцехов. Наши клиенты не испытывают сложностей с поставками, сроками и качеством продукции. В то время как у других компаний были проблемы, связанные с дефицитом макулатурного сырья».

Бизнес без границ

Кроме экстренной активизации процессов импортозамещения на российском рынке обозначился тренд образования новых международных бизнес-проектов. Представители зарубежных компаний (прежде всего азиатских) заявили о заинтересованности в сотрудничестве с Россией. В том числе это подтвердил самый большой комбинат по производству бумаги в Иране — Rasha Caspian Iranian Paper Industries.

«Основной материал, с которым работает наше предприятие, — целлюлоза, — подчеркнула руководитель по экспорту предприятия Бахар Техрани. — При этом лесной продукции в Иране нет, и поставки осуществляются из Индонезии и Канады. Иранцы заинтересованы в том, чтобы производить целлюлозу в России и экспортировать ее в Иран для дальнейшего производства. Не исключено, что в перспективе появится совместное строительство целлюлозно-бумажного комбината».

«Сегодня 75 % нашей продукции идет на экспорт — более чем в 60 стран мира. И география поставок в будущем будет расширяться, так как открываются новые направления из списка дружественных стран», — уверен заместитель гендиректора по продажам нижегородской компании «Волга» Дмитрий Криворученко.

С 2021 года это предприятие реализует инвестпроект на пять миллиардов рублей, который предусматривает модернизацию производственного оборудования, ввод в эксплуатацию макулатурной линии, а также увеличение производительности энергокомплекса. К 2025 году компания планирует увеличить долю упаковочных видов бумаги в продуктовом портфеле до 70 %.

Газета или этикетка?

На данный момент в России работает 180 предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, объем производства целлюлозы составляет порядка 8,8 млн тонн (восьмое место в мире), а объем производства бумаги и картона — порядка 9,5 млн тонн. По данным Рослесинфорга, в период с января по сентябрь 2022 года производство изделий из бумаги и картона в России увеличилось на 3 %, а выпуск всей целлюлозно-бумажной продукции — на 1,3 %. Получается, санкционный спад отрасли практически не коснулся. Исключение составило производство обоев, которое снизилось почти на 20 %, но в последние месяцы эксперты наблюдают положительную динамику даже в этой категории.

Говоря об актуальных тенденциях, стоит отметить оптимизацию эконаправления. Помимо бумажных стаканчиков были представлены бумажные плечики для одежды и даже картонная мебель. Как выяснилось, стул из картона спокойно выдерживает вес 500 кг.

При этом сейчас практически все участники рынка перепрофилируют свое производство, ориентируясь на спрос. В большинстве случаев происходит отказ от производства газетной и графической бумаги в пользу тарных материалов и этикеток. По данным европейской Ассоциации производителей полиграфической бумаги, спрос на газетную бумагу в европейских странах в сентябре 2022 года снизился в годовом исчислении на 13,1 %. В России ситуация аналогичная.

Как бы то ни было, продук­цией целлюлозно-бумажной отрасли, необходимой как в промышленности, так и в быту, Россия обеспечить себя сможет.


#бумага #промышленность #импортозамещение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (7312) от 05.12.2022 под заголовком «Бумага все стерпит».


Комментарии