Бизнес подводит итоги Арктического форума

Арктические кладовые, где хранятся несметные запасы меди, олова, угля и других полезных ископаемых, остаются почти нетронутыми. В тех суровых краях заниматься ими дороже, чем на большой земле, а риски, связанные с их добычей, выше, чем у нефтяников. И все-таки бизнес приступает к освоению этих богатств, не теряя надежды дождаться поддержки от государства. Перелом не наступил, но, похоже, он близок: такой вывод прозвучал на V международном форуме «Арктика - территория диалога», прошедшем недавно в Петербурге.

Бизнес подводит итоги Арктического форума | Иллюстрация Anton Balazh/shutterstock.com

Иллюстрация Anton Balazh/shutterstock.com

Осуществлять подобные проекты на ледяных просторах Арктики труднее, чем в нефтегазовой сфере, а отдача от них не такая уж скорая. Представители бизнеса говорили об этом на арктическом форуме в один голос. Неудивительно, что инвесторы боятся подступиться к освоению богатейших месторождений, открытых (при участии петербургских геологов) еще в советские годы.

По словам Романа Троценко, председателя совета директоров корпорации АЕОН, в условиях Заполярья могучая карьерная техника больше трех — пяти лет не выдерживает. Привозить вахтовиков приходится вертолетом или по зимнику - круглогодичных дорог там почти нет. Да и любое «железо» нужно доставлять, если что-то сломается, воздушным путем. К этому следует прибавить нехватку энергетических мощностей, короткий период навигации и необходимость вести перевалку на мелководье, в устье сибирских рек, куда большие суда не заходят.

Поэтому осилить такие работы могут только многопрофильные компании, способные вкладывать огромные средства в расчете на долгий срок окупаемости. Таков проект (реализует его дочка АЕОН компания «Северная звезда») по освоению Сырадасайского месторождения, ресурсы которого оцениваются в 5,7 млрд тонн угля. Он предусматривает создание мощного разреза, обогатительного комбината, морского порта и стальной магистрали (ветки длиной 120 км) на Таймыре. Первая отгрузка полученного там концентрата начнется в 2021 г.

Но и такие корпорации надеются на поддержку государства, заинтересованного в освоении минерально-сырьевой базы Арктики. Особенно если речь идет о ценных ресурсах. Так, Первая горнорудная компания (ПГК), структура Росатома, на архипелаге Новая Земля собирается начать разработку Павловского свинцово-цинкового месторождения. Правда, работать она сможет, лишь существенно снизив затраты.

Вместо того чтобы строить капитальные объекты на суше, ПГК разместит лаборатории и основные производства (по выработке электроэнергии, обогащению руды и др.) в море на барже. Это позволит снизить нагрузку на окружающую среду и быстрее запустить проект.

Если компания получит «отмашку», то скоро вскроет карьеры и начнет выдавать на-гора цинковый (220 тыс. тонн в год) и свинцовый (47 тыс. тонн) концентрат, поставляя его на экспорт, в Китай и Скандинавские страны, а также на внутренний рынок России.

Успешный опыт можно будет тиражировать на другие арктические регионы. Но и в этом случае производственники рассчитывают идти рука об руку с государством, ожидая налоговые льготы, субсидирования затрат на производство дорогой электроэнергии, гарантий неизменных правил игры и т. д. Такой законопроект по поручению главы государства будет подготовлен до конца текущего года, прозвучало на форуме.

Отечественные сырьевые корпорации изучают мировой опыт по применению оптимальных технологических решений. Об этом говорил Виктор Кудинов, глава региональной горнорудной компании, готовой «штурмовать» на Чукотке крупную Баимскую площадь, куда входит 13 рудопроявлений (медь, золото, серебро, платина, палладий), включая месторождение «Песчанка».

К канадскому опыту присматривается и компания «АГД Даймондс», которая разрабатывает в Архангельской области месторождение алмазов имени Гриба. По словам гендиректора фирмы Сергея Неручева, за последние пять лет она добыла более 16 млн каратов (из них 5 млн в 2018 г.), собираясь в буквальном смысле идти глубже, осваивать технологии разработки подземных запасов. И поставлять на мировой рынок продукцию с высокой добавленной стоимостью - применяемые в ювелирном деле высококачественные обработанные алмазы.

Читайте также о том, что Петербург и Камчатку свяжет контейнерная линия.

#Арктический форум #бизнес #Арктика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 074 (6427) от 23.04.2019 под заголовком «Северный бизнес ждет поддержки».


Комментарии