Без права на выкуп. Почему мелкому акционеру нужно держать ухо востро

Когда в стране затевалась приватизация, некоторым казалось, что главное - раздать акции членам трудовых коллективов. Ну или людям с улицы - за ваучеры. Но это был первый этап, затем начался «вторичный рынок»: акции покупались и перепродавались. Наконец, ценные бумаги переходят по наследству. В общем, спустя четверть века акционеры уже не те, что когда-то.

Без права на выкуп. Почему мелкому акционеру нужно держать ухо востро | На наших глазах рушились предприятия, составлявшие индустриальную гордость регионов. Но снос цехов еще не означает конец юридической жизни самой фирмы. «Акционерное наследство» бывшие совладельцы будут делить еще долго. ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС

На наших глазах рушились предприятия, составлявшие индустриальную гордость регионов. Но снос цехов еще не означает конец юридической жизни самой фирмы. «Акционерное наследство» бывшие совладельцы будут делить еще долго. ФОТО Владимира СМИРНОВА/ТАСС

Рубль недоверия

Понятно, что часть акций - «у олигархов», точнее, у держателей крупных пакетов. Но кое-что осталось у мелких акционеров, а ведь некоторые из них - настоящие профессионалы. Они покупают акции за деньги и требуют: кто - дивидендов, а кто-то - выкупа у них акций, причем далеко не по тем ценам, что заплатили сами. Это вполне законно, ведь каждый занят своим делом.

Есть в северной столице крупное предприятие, в рядах его акционеров до сих пор много работников (в том числе бывших), а также тех, кто «с улицы» вложил в него ваучер. Недавно на годовом собрании акционеров было принято решение о выкупе у мелких держателей их ценных бумаг - обыкновенных и привилегированных акций. Цель выкупа (добровольного для владельца) - сокращение количества акций в обращении (выкупленные акции подлежат погашению). С точки зрения акционера, который не хочет выходить из состава совладельцев предприятия, это, может, и неплохо, ведь его акции начинают больше «весить».

Но не все так просто. В редакцию обратился читатель Валерий Ф. Он - акционер, сам в прошлом профессионально занимался ценными бумагами и собрал пакет акций завода. Актив невеликий, но достаточно заметный, сам Валерий его оценивает в несколько миллионов рублей.

Он считает, что права акционеров были нарушены. «Если цена выкупа обыкновенных акций честная, то привилегированных - явно занижена. Номинал у акций одинаков, а цена выкупа различается буквально в двадцать раз. А главное - удалось узнать, что была проведена оценка ценных бумаг независимой экспертной компанией. На годовом собрании мне показали отчет, там указан результат этой оценки - там сказано, что обыкновенные акции дороже всего на 20%, а не многократно!» - говорит акционер.

По его мнению, согласно статьям 72 и 76 закона «Об акционерных обществах», привлечение независимого оценщика в данном случае именно требование, а не желание совета директоров. И он готов отстаивать свою позицию в суде.

«Совет директоров, называя цену за привилегированную акцию, не представил никакого отчета и обоснования! Даже устного», - акционер был явно обижен. Мажоритарные акционеры, по версии Валерия Ф., занизили выкупную цену за привилегированные акции. Это дает им возможность предъявить больше собственных акций к выкупу.

Мажоритарная доля

«Мажоритары», как шутя именуют крупных держателей ценных бумаг, скупали именно обыкновенные акции, а закон ограничивает объем выкупа - на эти цели может быть направлено до 10% стоимости чистых активов компании. Кроме того, заниженная стоимость выкупа привилегированных акций дает возможность подкупать их подешевле. И не только на баланс предприятия.

«Они могут что-то выкупить «на себя», а потом дождаться выкупа по реальной цене, да не просто дождаться, они сами его потом и инициируют!» - предупреждает наш читатель. По словам Валерия Ф. (документально он их подтвердить не может), его родственнику после собрания предлагали продать привилегированные акции в два раза дороже, чем выкупает само предприятие. Криминала в этом предложении нет в любом случае. Как и подтверждения теории, что через несколько лет будет проведен еще один выкуп.

Ну а сегодня завышена цена или нет, автору этих строк судить сложно. Акции предприятия на бирже не обращаются. Как сообщили в руководстве фирмы, в соответствии со ст. 72 ФЗ «Об акционерных обществах», АО вправе приобретать акции по решению собрания акционеров в целях уменьшения уставного капитала. Цена приобретения акций была определена решением совета директоров в соответствии с действующим законодательством. Согласно ему, обязательное привлечение оценщика для принятия решения о цене акций в рамках уменьшения уставного капитала не требуется.

«Также считаем необходимым отметить, что направление акционером заявления о продаже обществу акций является правом акционера, а вовсе не обязанностью. Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции любому лицу, без согласия других акционеров и/или общества, по цене, определенной решением сторон», - пояснили нам.

Не нравится - не продавай

В пресс-службе Банка России, который отвечает не только за банки, но и за финансовые рынки в целом, комментарий для нашей газеты по этой ситуации давать отказались. Но Валерию Ф. сообщили, что хотя экспертная оценка и была выполнена, ее использование не является обязательным.

Участник фондового рынка заместитель председателя правления управляющей компании «Арсагера» Алексей Астапов так прокомментировал спор акционера и предприятия: «ЦБ РФ дал обстоятельный ответ. Положения ст. 75 не относятся к данному случаю. Предложение выкупить акции носит добровольный характер. Если цена акционеру не нравится, он вправе продолжать владеть акциями. Ведь кто-то может предложить выкупить у вас евро и по 5 рублей за штуку, а вы имеете право с этим не согласиться. Да, разница в цене выкупа между обыкновенными и привилегированными акциями выглядит несправедливо, но формально это не является нарушением».

Поясним: если бы речь шла о тотальном выкупе (например, когда один из акционеров скупил 95% акций и удаляет за компенсацию остальных акционеров), то тут независимая оценка - вещь обязательная. А так, не нравится цена - не продавай. Подозрения же к делу не относятся. Фондовый рынок неликвидных акций - последнее место на Земле, где надо искать справедливость.

#финансы #акции #экономика

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (6295) от 08.10.2018 под заголовком «Без права на выкуп».


Комментарии