Берегите деньги! Количество хищений с банковских карт россиян растет
Во втором квартале 2020 года жители России продемонстрировали рекордно низкие масштабы использования банковских карт, а вот объемы мошенничества с применением их данных продолжают расти. Похоже, время «пластика» уходит, однако при перемещении банковских операций в виртуальное пространство растет и риск потери средств.
ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС
По данным Центробанка РФ, весной количество используемых в стране пластиковых карт сократилось сразу на 4,5 млн единиц, до 190,3 млн – так резко численность отряда картообразных падала только в кризисном 2015 году. Статистика Национального бюро кредитных историй (НБКИ) говорит о том, что выдача новых кредитных карт в РФ в августе 2020-го сократилась по сравнению с тем же месяцем прошлого года на 27,6% (до 720 тыс.). За минувшие 8 месяцев их выдано лишь 5,5 млн – на четверть меньше прошлогоднего уровня. Причем Петербург лидирует в этом процессе – в нашем городе падение составило 31,3%. С учетом того что на каждого россиянина в среднем приходится уже три карты, эксперты уверены: рынок «пластиком» наелся.
Онлайн наступает
Снижение интереса к дебетовым и кредитным картам объяснимо несколькими причинами. С одной стороны, сами банки сейчас предлагают их только тем, кто наверняка станет пользоваться. С другой – потребители, уже имеющие по нескольку «кредиток», стали гораздо избирательнее. А тут еще кризис в экономике и всеобщая тяга к использованию удаленных услуг...
«До прошлогоднего уровня выдачи новых кредитных карт пока еще очень далеко», – отмечает генеральный директор НБКИ Александр Викулин. А в качестве одной из важных причин называет консервативную кредитную политику банков – правила выдачи карт ужесточились. И это понятно: их выпуск и хранение все равно стоят денег. Да и потребители понимают, что плодить «кредитки» в бумажнике невыгодно – на фоне пандемии программы лояльности банков стали скромнее, а платить комиссию за обслуживание того, чем не пользуешься, – дурной экономический тон. Вывод пользователи делают однозначный: им достаточно двух (максимум трех) карт.
К тому же используют их по прямому назначению все реже. По данным одного из крупных российских банков, снимать наличные в банкоматах, как это было раньше, теперь не модно: люди вносят деньги куда чаще, чем снимают. На одну операцию по снятию наличных приходится четыре по их внесению. Тенденция тоже легко объяснима: даже люди в «серебряном» возрасте все чаще оплачивают покупки и услуги в онлайне. Правда, есть исключения: почти половину кредитов россияне гасят именно с использованием карт и банкоматов.
В целом как снижение интереса к получению нового «пластика», так и дальнейший рост объемов оплаты товаров и услуг в онлайне позволяют уверенно говорить о том, что былых показателей применения банковских карт уже не будет. А вот количество преступлений с использованием их данных, вероятно, продолжит расти.
Инженеры душ
«Здравствуйте! Вас беспокоит специалист службы безопасности банка. Мы зафиксировали попытку снятия денег с вашего счета. Если ее совершили не вы, необходимо срочно перевести средства на другой, абсолютно безопасный, счет».
Уверен – такие звонки поступали не мне одному. И сводка происшествий главка МВД по Петербургу свидетельствует: почти каждый день в городе находится человек, который, поверив в эту чушь, сообщает мошенникам секретные данные банковской карты. А то и лично переводит на указанный ими «абсолютно безопасный» счет миллионы скопленных за всю жизнь рублей.
Статистика здесь печальная: в 2019-м с карт россиян преступники увели 6,47 млрд рублей, из которых банки вернули пострадавшим лишь 15%. Правда, по данным Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере ЦБ РФ, «средний чек» при воровстве денег с «кредиток» составил всего 10 тыс. рублей, а объем краж, совершенных без согласия клиентов с помощью методов социальной инженерии, заметно снизился (с 97 до 69%). Но пострадавшим от этого не легче. В целом число преступлений, квалифицированных по ст. 159.3 Уголовного кодекса РФ («мошенничество с использованием электронных средств платежа»), продолжает расти.
ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС
Причем через банкоматы теперь деньги воруют все реже: как минимум половину средств мошенники получают, используя интернет-ресурсы. А вот поводов для «развода» в 2020 году стало больше: любая выплата материальной помощи или пособия, возврата средств за авиабилеты (и даже проведение теста на COVID-19 или оплата штрафа за нарушение самоизоляции) вполне может стать поводом для выуживания карточных данных.
Почему мошенники звонят, называя нас по имени-отчеству, зная номер мобильного телефона, а подчас и банковской карты? По данным экспертно-аналитического центра InfoWatch (согласно kartoteka.ru, главой этой группы компаний является Наталья Касперская), в 2019 году было зафиксировано 395 случаев утечки данных из российских компаний и госорганов, что составляет 15,7% от числа утечек данных по всему миру. В результате оказались скомпрометированы более 172 млн записей персональных данных и платежной информации – их объем вырос более чем в 6 раз.
Чаще всего в России «утекают» как раз персональные данные и платежная информация – на них приходится 87,3% утечек. И, как правило (в 72,1% случаев), «сливают» ценную информацию рядовые сотрудники. Как считает руководитель направления аналитики и спецпроектов ГК InfoWatch Андрей Арсентьев, «их провоцирует сравнительная легкость, с которой украденное можно «монетизировать». С экспертом нужно согласиться: в 2019-м почти на треть стало больше нарушений, спровоцированных умышленными действиями персонала с целью получения выгоды от использования массивов персональных данных клиентов.
«Хакеры деньги с карт физических лиц практически не воруют – нерентабельно, – считает финансовый аналитик Михаил Беляев. – Расходовать «творческие способности», не зная конечного улова, нет смысла». А вот использовать методы социальной инженерии, когда владелец средств сам переводит преступникам деньги, гораздо выгоднее. Всего пара-тройка звонков – и на их счета подчас перетекают миллионы рублей. Причем методы, используемые злоумышленниками, постоянно совершенствуются: сейчас при телефонном разговоре с жертвой мошенникам достаточно получить от клиента слово «да». В некоторых случаях этого голосового подтверждения хватит, чтобы со счета снять деньги.
Что делать
«Относитесь к ПИН-коду как к ключу от сейфа с вашими средствами», – написано в памятке, которую выпустило управление «К» МВД РФ, занимающееся расследованием случаев кражи средств с банковских карт. Оно рекомендует никогда и никому не сообщать этот код и трехзначное число на обороте карты (CVV-код), а также не хранить их в записанном виде вместе с «пластиком». А еще не открывать электронных писем с просьбой сообщить реквизиты карты и ПИН-код и не переходить по указанным в них ссылкам. А также не откликаться на звонки и SMS с просьбой перезвонить или написать в Центробанк или банк, в котором обслуживается ваша карта.
Помните: по действующему в России законодательству, клиент обязан предпринять все шаги для того, чтобы ценные данные его карты не были украдены. И если вы сами их кому-то сообщили, даже через суд вернуть украденные средства будет почти невозможно. «К сожалению, довольно большая доля держателей карт находится в группе риска, т. к. готова сообщить конфиденциальные данные своих карт, – считает директор по исследованиям аналитического центра НАФИ Алексей Комиссаров. – Это говорит о недостаточном уровне просветительской работы, которая ведется банками».
Что советуют специалисты? Рецепт сохранности денег давно известен – не складывать все яйца в одну корзину. Поэтому, если вам есть что хранить, заведите несколько счетов в разных кредитных учреждениях. Причем старая добрая сберегательная книжка или что-то аналогичное (к примеру, депозит) для хранения крупных сумм подходят больше всего. Хотя бы потому, что они «не светятся» в Интернете и банкоматах, а об их существовании знают единицы. А для текущих расходных операций заведите отдельную (или отдельные) банковские карты, на которых надо хранить денег ровно столько, сколько нужно для быта. И даже если какой-то ушлый «социальный инженер» вас все же «разведет», потеря будет невелика.
КСТАТИ
27% держателей банковских карт в России могут стать жертвой мошенников, т. к. готовы сообщить посторонним персональные данные;
31% имеющих банковские карты сталкивались с мошенничеством;
14% пользователей сталкивались со злоумышленниками, пытавшимися узнать персональные данные с помощью социальной инженерии;
8% держателей карт получали сообщения или электронные письма, содержащие вирусы или вредоносные ссылки;
6% пользователей получили сообщения о подтверждении или отмене операций по карте, которые они не совершали;
2% потеряли данные карт неизвестным им путем;
4% стали жертвами мошенников.
Источник:
Аналитический центр НАФИ
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 179 (6777) от 05.10.2020 под заголовком «Не ставить все на карту».
Комментарии