Аферисты с виртуальной барахолки. В Интернете участились случаи мошенничества

Ситуация в российской экономике все еще остается сложной. И хотя эксперты говорят, что доходы населения уже перестали падать, платежеспособность потребителей остается низкой. Серьезным подспорьем в такие времена остается вторичный рынок: комиссионные магазины, секонд-хенды и виртуальные барахолки в виде сайтов бесплатных объявлений, где можно по адекватной цене приобрести детские сапожки, которые хоть и б/у, зато «в хорошем состоянии», и подлатать семейный бюджет, продав бабушкин чайный сервиз. Скопление большого количества людей, готовых потратить свои деньги, всегда привлекало аферистов. В результате в последнее время на интернет-сайтах бесплатных объявлений участились случаи мошенничества.

Аферисты с виртуальной барахолки. В Интернете участились случаи мошенничества | ФОТО pixabay.com

ФОТО pixabay.com

Что за птица этот «Феникс»

Чтобы избавиться от школьной мебели из комнаты повзрослевшего сына, я разместила объявление о ее продаже на известном сайте бесплатных объявлений. Через несколько минут после появления такой информации мне позвонили.

«Хочу купить мебель, - с ходу обрадовал меня потенциальный покупатель. - Я сейчас на вашу карту перечислю деньги, а потом приедут грузчики и заберут товар. У вас какой банк?»

Не ожидая, что события будут развиваться так стремительно, я честно призналась, что мебель еще надо освободить и разобрать, и предложила перенести сделку на следующий день. На что мой собеседник заявил, что ждать он не может, так как является владельцем комиссионного магазина «Феникс» и «должен закрыть ведомость сегодняшним днем», а завтра он не работает.

«Я боюсь, что товар перекупят конкуренты, которые охотятся за дешевой мебелью», - объяснил покупатель и буквально потребовал назвать данные моей банковской карты для денежного перевода. Такая настойчивость меня насторожила, особенно когда он попросил продиктовать «три крайние цифры с обратной стороны карты» (имелся в виду CVC - цифровой код карты, который является своеобразным аналогом ПИН-кода и используется исключительно для платежей в официальных интернет-магазинах).

«Но ведь для зачисления денег на карту требуется только ФИО и номер карты получателя, указанный на ее лицевой стороне, а любые дополнительные данные, тем более секретные цифры с ее обратной стороны, сообщать незнакомым людям нельзя», - высказала я настойчивому покупателю свои сомнения.

«Я же не частник, а юридическое лицо. Без этих цифр экспресс-перевод не пройдет, и деньги могут зависнуть дня на три», - морочил мне голову собеседник. Однако когда я все-таки отказалась называть данные карты, вежливый поначалу владелец мнимого «Феникса» вспылил и, обложив меня трехэтажным матом, бросил трубку.

Классический «развод»

Но если для меня общение с мошенником обошлось только оскорблением, то моя соседка - пенсионерка Валентина Васильевна - лишилась своих денег. Продавая с помощью объявления диван, она послушно продиктовала «покупателю» все данные своей карты. В результате деньги за товар на ее карту не пришли, бригада чудо-грузчиков не приехала. А вот деньги с карты, на которую по иронии судьбы в этот день была перечислена пенсия, исчезли в неизвестном направлении.

«Эти случаи - наглядный пример классических мошеннических схем, - комментирует ситуацию представитель службы безопасности одного из петербургских банков Андрей Кузнецов. - Подобные звонки раздаются сразу же после публикации объявления. Мошенники не дают жертве подумать и принять правильное решение. Они предлагают заманчивые условия и торопят с ответом.

«Покупатель» не интересуется свойствами товара и сразу предлагает предоплату для его «резерва» или оплату целиком. Причем речь идет не о наличных средствах, а об оплате товара исключительно на вашу банковскую карточку. Кроме основного номера карты на лицевой стороне мошенники просят назвать срок ее действия, данные с обратной стороны.

Иногда схема усложняется. В этом случае мошенники просят зачитать или переслать секретный код из SMS, который в процессе общения и перевода денег поступает на ваш телефон. Все эти данные мошеннику необходимы, чтобы получить доступ к вашей карте и завладеть имеющимися на счете деньгами. Более того, получив доступ к счету, он может снять не только наличные средства с дебетовой карты, но и деньги в пределах установленного банком лимита с кредитной, а иногда - и с привязанных к основному счету в онлайн-банкинге сберегательных счетов».

Бизнес на погремушках

Объектами охоты мошенников на сайтах с объявлениями становятся не только продавцы, но и покупатели. В отличие от добросовестных продавцов интернет-магазинов мошенники не дают покупателям реальных контактных данных, договоров купли-продажи, других официальных документов, подтверждающих сделку. Задача мошенников - заставить человека заплатить за несуществующий товар. Схема настолько прозрачна, что диву даешься, как могут люди на нее попадаться.

«Я начала пользоваться сайтом с бесплатными объявлениями, когда появился ребенок, - делится петербурженка Ирина Красникова. - К сожалению, в наши дни покупать новые игрушки, детскую одежду и обувь очень дорого, тем более что дети растут быстро. А на сайте можно было не только покупать и продавать, но и меняться вещами с другими мамами. Все было удобно и выгодно, пока я не столкнулась с обманом. После того как я отправила автору объявления деньги за развивающую игрушку, продавщица отключила телефон и пропала. Я согласна, что виновата сама. Но я даже не могла себе представить, что люди могут наживаться на детях и детских игрушках».

Продажная симка

Конечно, для совершения сделок с незнакомыми людьми, с которыми вы познакомились через интернет-ресурс с объявлениями, лучше встретиться лично. Однако и это не всегда уберегает от обмана, а в некоторых случаях даже работает на него. Так, студент петербургского вуза Богдан решил продать телефон известного бренда. На объявление откликнулся покупатель и попросил о личной встрече, чтобы посмотреть и протестировать товар. Участники сделки встретились в баре. Чтобы запустить гаджет, потенциальный покупатель вставил в устройство свою сим-карту.

Однако устройство ее не распознало, тогда он попросил карту продавца. Телефон запустился и начал обновляться. Пока разговаривали и пили пиво, покупатель внимательно исследовал возможности телефона, то и дело меняя сим-карты. В результате он резюмировал, что готов купить гаджет, однако ему надо снять деньги в банкомате, который находится в соседнем доме, но так и не вернулся. Уже позже выяснилось, что покупатель ушел с симкой Богдана, а с его банковского счета списаны все деньги.

«Не давайте чужим людям свой телефон и уж тем более не вставляйте в устройство чужие сим-карты, так как сегодня существуют приложения, которые могут синхронизировать контакты или какие-либо записи на телефоне, благодаря чему мошенник сможет автоматически получать сведения, которые на нем хранятся», - предупреждает сотрудник службы безопасности российской телекоммуникационной компании Игорь Проклов.

Тест на осторожность

Как показывает практика, жертвами подобных афер становятся не только наивные молодые мамы и беззащитные бабушки. Солидные дамы и уверенные мужчины, потеряв бдительность, также попадаются на обман.

По данным Сбербанка, в 2019 г. было зафиксировано более 2,5 млн жалоб на телефонное мошенничество. Это в 15 раз больше, чем год назад. При этом речь только о случаях, когда жертвы официально сообщили об обмане. Кроме того, представители банковской сферы заметили, что схемы мошенничеств в ушедшем году стали изощреннее. Если ранее злоумышленники выведывали у людей данные пластиковых карт и далее проводили денежные операции самостоятельно, то теперь они добиваются того, что владельцы карт сами переводят им деньги. Аферисты используют также сервисы для подмены телефонных номеров, чтобы их жертвы видели входящий звонок с номера, которым пользуется банк.

К сожалению, стоит признать, что в подобных случаях найти и наказать мошенников очень сложно, а зачастую практически невозможно. На тематических форумах, где люди делятся опытом, как пытались вернуть украденные таким образом деньги, положительных результатов нет.

Но все-таки, если вы стали жертвой мошенников сайтов объявлений, соберите скриншоты переписки с аферистами (если есть), записи телефонных переговоров, любую информацию о мошенниках, которой вы располагаете, и обратитесь в полицию, в банк (чтобы заблокировать карту) и службу поддержки интернет-ресурса, где было размещено объявление.

Интернет-ресурс примет к сведению вашу жалобу и, возможно, заблокирует аккаунт предполагаемого мошенника. В любом случае подобные сервисы позиционируют себя исключительно как площадки для поиска и размещения объявлений о продаже товаров и услуг. Все сделки, которые совершают между собой пользователи, проходят независимо от сайта с объявлениями, соответственно, вся ответственность лежит на них самих. Тем более на подобных ресурсах всегда есть правила безопасности, рекомендованные при заключении сделок. Однако люди читают их только после того, как попались на крючок мошенникам.

#мошенничество #аферисты #Интернет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 028 (6626) от 17.02.2020 под заголовком «Мошенники с виртуальной барахолки».


Комментарии