Зима подогреет промышленность

В одном из прошлых материалов рубрики «Индекс недели» мы обсуждали представленные перспективы экономического роста в России. Правительство готовится к темпам роста валового внутреннего продукта (ВВП) страны в размере 1% в год. И это еще неплохо, считают чиновники. Теперь их точку зрения поддержала статистика. Так, в сентябре 2017-го выпуск промышленной продукции вырос лишь на 1,1% по сравнению с сентябрем-2016, сообщил Росстат.

Зима подогреет промышленность | Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Индустриальное торможение

На фоне рекордного роста выпуска продукции в апреле - июне (на 3,8% в годовом исчислении, что весьма неплохо) прирост 1,1% в сентябре выглядит показателем скромным. Как и результат за январь - сентябрь, когда промышленность России превзошла прошлогодние показатель лишь на 1,8%.

Некоторое индустриальное торможение - следствие «остуживания» сырьевого сектора отечественной экономики. Так, в сентябре добывающие отрасли снизили показатели на 0,1% в годовом срезе - после роста на 2,9% в августе и 4% в июле. Столь низкие параметры у сырьевиков зафиксированы впервые с декабря 2015 г. По-видимому, это стало результатом сокращения добычи нефти на 2,6%.

Не лучше идут дела и у газовиков. При стабильном экспорте добыча газа может упасть на 12 - 15% из-за «остужения» промышленности. Ситуацию можно сравнить с замкнутым кругом, когда индустрия зависит от газовиков и нефтяников, а те свою очередь верстают планы сбыта с учетом промышленного развития.

Оптимистично настроенные эксперты надеются на рост промышленности по итогам года в пределах 2% (прогноз Минэкономразвития на 2017-й - 2%, в 2018 - 2020 гг. - 2,5%). Согласно оценкам аналитиков Высшей школы экономики (ВШЭ), обрабатывающие отрасли народного хозяйства на несколько лет «сядут» в нишу роста на 1,6 - 2,2% в год. В принципе это соответствует правительственным ожиданиям.

Найти какого-либо нового драйвера отечественной индустрии и энергетики вряд ли удастся. Старая добрая нефть в этом деле точно не помощница: чтобы стимулировать рост цен на углеводороды на мировом рынке, Россия подписалась под соглашением, известным как «ОПЕК+», и теперь не сможет добывать больше, чем предусмотрено в межправительственном документе.

Инновационные отрасли российской промышленности, на первый взгляд, могли бы стать локомотивами экономического роста. Например, в сентябре автопром увеличил выпуск продукции на 21,9% по сравнению с прошлогодними показателями. Однако вклад в экономику страны в целом эта инновационная отрасль дает не столь внушительный.

Покупательский аппетит

Как отметил в своей лекции в Высшей школе менеджмента СПбГУ известный финансист Иван Чакаров, потребительский спрос в России уступает росту реальных зарплат. Что в свою очередь сужает инвестиционные возможности бизнеса. Иными словами, россияне не спешат тратить деньги, де-факто подталкивая страну к переходу от инфляции (росту цен) к дефляции (падению банковских ставок, процентов, девальвации прибавочного продукта).

Важнейшим игроком индустриального рынка становится государство, которое через крупные судостроительные, инфраструктурные и военные заказы поддерживает производственный сектор экономики. Но у этой медали есть и другая сторона: госсектор в народном хозяйстве России занимает уже 70%. Частный бизнес (особенно малый) уступает все больше рыночных ниш монополистам и госкорпорациям.

Легче всего это явление проиллюстрировать на примере Петербурга и Ленинградской области. Так, по данным Петростата, за январь - июнь 2017-го (эти данные подсчитываются с некоторым люфтом) 23,3% инвестиций в основной капитал предприятий северной столицы составили бюджетные средства. У областных казенный вклад в инвестиции был меньше - 12,1%, что можно объяснить отсутствием в Ленобласти большого числа крупных предприятий, способных осваивать федеральные заказы.

В обоих регионах главный источник пополнения основных фондов заводами и фабриками - собственные средства. У городских предприятий за тот же период их доля составила 60,7, у областных - 43,8%. Собственные инвестресурсы опосредованно формируются из денег, заплаченных покупателями товаров и услуг данных компаний. А покупательский аппетит, как мы ранее заметили, просыпается очень медленно.

Сильны традициями

Раз уж мы перешли к изучению экономических показателей Петербурга и Ленобласти, то самое время вернуться к начальному посылу - как развивается промышленность обоих регионов?

Петербург традиционно лидирует. На фоне общероссийского процента обрабатывающие отрасли городской индустрии в январе - сентябре 2017-го показали рост объемов выпуска продукции на 3,7% по сравнению с первыми девятью месяцами 2016-го, добывающие - на 9,5% (с поправкой на то, что в северной столице расположены лишь штаб-квартиры сырьевых корпораций), энергетика - на 2,6%.

При этом во многих отраслях динамика даже лучше, чем у российского автопрома. Так, петербургские кожевенники увеличили за указанный период выпуск на 40,7%, производители резины и пластмассы - на 35,6, местный автопром - на 17,2, ЦБК - на 12,9%.

А вот промышленность 47-го региона в том же временном отрезке упала ниже прошлогоднего уровня. Пусть снижение и минимальное (на 0,5%), но сам по себе данный факт уже тревожит. Хотя, если рассматривать отрасли по отдельности, рекордсменов по росту объемов выпуска в Ленобласти больше, чем в северной столице.

Например, областные производители одежды нарастили выпуск в 1,5 раза, транспортные машиностроители - на 26,6%, металлурги - на 24,3, мебельные фабрики - на 23,3, общее машиностроение - на 22,7% и так далее.

Чего же может добиться отечественная промышленность в краткосрочной перспективе? Вполне вероятен дальнейший рост, ведь рано или поздно золотая осень сменится нормальной (со снегом) зимой и придется тратить немалые средства на отопление. Следовательно, поднимутся те отрасли, которые с отоплением связаны, - энергетика, транспорт, строительство. Главное, чтобы зима не была аномально теплой...

#экономический рост #перспективы #ВВП

Комментарии