Жертвы и любимцы девальвации

Считается, что удешевление рубля сделало привлекательным не только экспорт сырья, но и развитие производств, ориентированных на заграничного потребителя. Так, да не так: судя по данным Петростата за январь - декабрь 2016 года, далеко не все отрасли петербургской и областной экономики воспользовались шансом развить свой бизнес на относительно дешевых (в евро и долларовом исчислении) расходах на оплату труда персоналу и сравнительно дорогой (в рублях) валютной выручки.

Жертвы и любимцы девальвации | Иллюстрация Stephen Finn/shutterstock.com

Иллюстрация Stephen Finn/shutterstock.com

Не сидит костюмчик

Причина отставания предприятий - рост удельной составляющей зарубежного оборудования и комплектующих в себестоимости продукции. Ведь, для того чтобы продать плоды своего труда за бугор, необходимо:

а) чтобы эти самые плоды соответствовали высоким требованиям придирчивого заграничного потребителя к дизайну, материалам и качеству сборки;

б) физически выпустить образцы новой продукции и наладить ее серийное производство. А сделать это можно только на импортном оборудовании, купленном за те же евро и доллары. Своих станков мы почти не производим.

Наглядный пример отрасли, почти не собравшей хорошей валютной выручки, стало текстильное и швейное производство: в Петербурге физические объемы выпуска продукции в легпроме за 2016 год сократились на 6,9%, в Ленобласти - на 21,4%. И это притом что в Пикалеве вот-вот появится кластер легкой промышленности, о котором мы уже рассказывали нашим читателям.

Но кластер возникает не сам по себе: его двигатель - крупнейшая в России корпорация по пошиву форменной и специальной одежды, головная фабрика которой находится на Софийской улице в Петербурге.

Кстати, если бы такого крупного производителя формы в наших регионах не было, показатели отрасли были бы еще скромнее. Почему? За последние 20 лет легпром, не имея больших денег, был не в состоянии закупать современное зарубежное оборудование, лекала и модели. Перефразируя крылатую фразу из фильма «Чародеи», можно сказать: «костюмчик» нашего производства на интуристах не сидит.

Кожевенное и обувное производство испытывает те же проблемы, что и коллеги-швейники. Выпуск продукции за прошлый год здесь сократился на 25,2% в городе и на 25,4% - в области.

Третий не успевший на «праздник валютного тщеславия» - производство машин и оборудования. Сюда, в частности, относится станкостроение, состояние которого оценивается как предынфарктное. Собственно, а на что мы надеялись? Старые технологии и разработки в станкопроме утрачены, а новые надо покупать за валюту - те же доллары, евро или юани. В итоге общее машиностроение сократило за минувший год выпуск на 21,7% в Петербурге и на 0,2% - в Ленобласти.

В перечень отраслей, которые могли бы помочь городской и областной экономике в 2016 году за счет роста экспортных цен, но не сделали этого, нужно включить деревообработку. С ней вообще странная картина: малообработанный кряж и кругляк круглосуточно едут в Финляндию, но на показателях отрасли это мало сказывается. Так, петербургские столяры нарастили за прошлый год объемы на символические 0,6%, а областные и вовсе снизили выпуск на 7,3%.

Слабо на вызовы рынка реагируют целлюлозно-бумажная и издательско-полиграфическая индустрия. И в городе, и в области предприятия этих отраслей отчитались о символическом приросте выпуска на 2 и 0,6%, соответственно. Но если в Петербурге есть только парочка бумагоделательных фабрик, то в

Ленобласти имеются и гиганты местного значения - например Светогорский ЦБК.

Уставшие от роста

Отдельно стоит выделить отрасли промышленности, традиционно рапортовавшие о рекордах выпуска и продаж. Общее у них - усталость от былых свершений.

Пищепром Петербурга показал в 2016-м примерно такой же прирост выпуска, как и за несколько лет до этого, - 22,3%. Областные пищевики в 2016-м нарастили выпуск на 12,3%.

Следующим «уставшим» можно назвать производство резиновых и пластмассовых изделий. В городе такие предприятия увеличили выпуск на 18,8%, областные - на 17,4%. Большего роста они вряд ли достигнут по одной причине: главные покупатели их продукции - автопром и судоверфи, выпускающие корабли с корпусами из композитных (пластиковых) материалов.

Выпуск электронно-оптического оборудования, иногда вырывавшийся в лидеры по индексу промышленного производства, в прошлом году довольствовался скромными уровнями роста: на 1,3% - в Петербурге и на 9,4% - в Ленобласти. Опять же успехи электронщиков и оптиков во многом зависят от госзаказа. Хотя, казалось бы, при дешевом рубле они могли бы отвоевать себе ниши на западноевропейских и азиатских рынках. Вероятно, статистика не учитывает всех игроков IT-рынка, большая часть которых - малые и средние предприятия.

Химическое производство, на нашей памяти получившее в Петербурге «приз зрительских симпатий» за небывалый доселе рост выпуска продукции, в прошлом году подросло на скромные 3%. Областные коллеги городских химиков и вовсе сократили производство на 14,5%. Здесь нельзя выделить факторы, повлиявшие на «усталость» данной отрасли.

Надежда и опора

И все же есть в экономике Петербурга и Ленинградской области отрасли, за которые мы испытываем гордость. Например, транспортное машиностроение, в которое входят автомобиле- и судостроение, выпуск вагонов для РЖД и метро, специальных и сельскохозяйственных машин.

Транспортные машиностроители с умом использовали базу, созданную еще в советские годы. Но не просто взяли - усовершенствовали мощности так, чтобы петербургские и областные машины заняли подобающую им долю на российском рынке. В 2016 году машиностроители северной столицы снизили объемы выпуска на 6%, а областные - нарастили на 19,7%. Некоторое падение городских показателей обусловлено снижением спроса на новые автомобили.

Кстати, раз уж зашла речь об автопроме, то нужно отметить рост этой отрасли с нуля лет пятнадцать назад до выхода на уровень четверти рынка новых легковых автомобилей в России. Напомним, что в Ленинграде автомобили массово не выпускались.

Еще один индустриальный прорыв на наших глазах произошел в Тихвине, где появилось настоящее «вагонное царство». Два крупных завода наладили производство железнодорожных грузовых вагонов разных модификаций - от платформ до специальных цистерн. В этом случае нельзя сказать, что вагоностроение в Тихвине возникло на пустом месте: в советские времена в этом городе размещались цехи Кировского завода, из ворот которых выходили мощные «Кировцы».

Становление металлообработки в Петербурге и Ленобласти было обусловлено развитием уже упомянутого транспортного машиностроения, а также строительства и энергетики. Плюс в относительной близости от северной столицы расположен Череповец - центр металлургии Северо-Запада РФ.

Сейчас в Колпине, где де-факто сформировался кластер металлообработки, есть и трубный завод, выпускающий продукцию для магистральных нефте- и газопроводов, и сервисный металлоцентр, предлагающий строителям и корабелам готовые металлоконструкции. В области металлообработка представлена на нескольких площадках, где делают штамповку для автомобильных кузовов, мостовые конструкции и многое другое.

При этом петербургские металлисты в прошлом году пошли на небольшое снижение объемов выпуска (на 2,6%), но их областные коллеги подставили плечо. Металлургия и металлообработка в 47-м регионе показали прирост выпуска на 18,1%. Таким образом, можно сказать о позитивном развитии диверсифицированной экономики обоих регионов.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 015 (5877) от 27.01.2017.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
В Петербурге финансовые кооператоры выступили против «пирамид»
24 Июля 2018

В Петербурге финансовые кооператоры выступили против «пирамид»

На Седьмом форуме кредитной кооперации его участники объяснили гражданам, что у кредитной кооперации есть будущее, но и ухо надо держать востро.

Дмитрий Осипов: «89% земельных участков в Петербурге оформлены в соответствии с законом»
23 Апреля 2018

Дмитрий Осипов: «89% земельных участков в Петербурге оформлены в соответствии с законом»

Директор филиала Кадастровой палаты Росреестра по Петербургу рассказал, с какими трудностями горожане могут столкнуться при постановке земельного участка на учет.

Петербург ищет выход к океану
03 Июля 2017

Петербург ищет выход к океану

Через совместный с геологами Поморья поиск алмазов и золота

Грядущее в черно-зеленых тонах
28 Июня 2017

Грядущее в черно-зеленых тонах

Извилистыми путями идут наши недропользователи к новым месторождениям. Там, куда протоптаны дороги, уже нечего «брать». А освоение бескрайних просторов тундры и тайги встанет в копеечку.

Завод, который спас отрасль
07 Июня 2017

Завод, который спас отрасль

C участием петербургских специалистов собирают корпус самого мощного в мире реактора на быстрых нейтронах

«Эмжековец» - это звучит гордо!
12 Мая 2017

«Эмжековец» - это звучит гордо!

с высокой трибуны Законодательного собрания Санкт-Петербурга прозвучала идея вернуть к жизни еще одно детище Михаила Горбачева - МЖК.

Игрушки, от которых не отстать
10 Мая 2017

Игрушки, от которых не отстать

Блоки венгерского математика Золтана Дьенеша и палочки бельгийского учителя Джорджа Кюизенера в ХХ веке стали первыми развивающими играми.

 В программе не значатся
28 Апреля 2017

В программе не значатся

Переправа через пути жизненно необходима: так Красносельский район получит второй выезд на Кольцевую автодорогу.

Разведка вышла на Клондайк
26 Апреля 2017

Разведка вышла на Клондайк

С вводом в строй отечественных нефте- и газодобывающих платформ недропользователи оценили близкие и дальние перспективы освоения северо-западной части российского арктического шельфа.