Женьшень со Старопутиловского

Ленинград считался одной из столиц моды и парфюма в Советском Союзе. Индустрия красоты не уступает позиций и в современном Петербурге. Наряду с маститыми производителями, в числе которых «Невская косметика», «Петербургская мануфактура», «Северное сияние» и др., получили путевку в жизнь малые и средние предприятия. Прежде всего те, которые используют собственные разработки, опираясь на науку. В их числе - химико-биологическое объединение (ХБО) «Вита» при Российской академии наук.

Женьшень со Старопутиловского | Фото ВалерияМорева/ТАСС

Фото ВалерияМорева/ТАСС

Женьшень, обладающий поистине волшебными свойствами, оказывается, имеет отношение не только к далеким экзотическим странам. Теперь его выращивают и в городе на Неве и по оригинальной запатентованной технологии выпускают антиоксидантный комплекс из женьшеня.

Многие специалисты ХБО имеют за плечами научное прошлое, а академические знания, согласитесь, в любом деле важны. Когда Академии наук запретили открывать бизнес-структуры и коммерциализировать свои разработки, «ученая» приставка к названию петербургской компании сохранилась как дань былому. Однако связи с исследовательской и клинической базой остались - без этого никуда.

Получается, что у современной компании - советские корни. Специалисты предприятия любят показывать гостям выполненную в стиле импрессионизма картину, символизирующую этот симбиоз, где довлеют пролетарские алые тона. Полотно висит перед входом в цеха, в которых появились уже более полутысячи видов лечебно-профилактических изделий, помогающих бороться с увяданием. Даже улица в Невском районе, где работает компания, отсылает названием к промышленным традициям Петербурга: Старопутиловский Вал.

«Поначалу чем мы только ни занимались, чтобы выжить: производством дрожжей, препаратов, а потом перешли на косметику, - вспоминает основатель и гендиректор ХБО кандидат технических наук Михаил Борц. - Окном в этот мир для нас стал женьшень»

Природного женьшеня мало, поэтому он и дорогой. Однако вытяжки из женьшеня используют почти все парфюмерные предприятия. В их числе не только ХБО, но и Ленинградский химико-фармакологический институт, который получил из растения фермент, отвечающий за устойчивость биологических систем (его аналоги производили только в Германии). А специалисты ХБО научились выращивать бесценный природный продукт, извлекать из культивируемой биомассы женьшеня антиоксидантный комплекс, ставший основой собственной косметической серии.

Женьшеневая «теплица» расположена в самом центре производственного комплекса, среди царства блистающего чистотой кафеля и пищевой нержавейки. Корпус, где находится завод, ХБО построил семь лет назад на свои заработанные средства и по собственному проекту. А потому кроме привычных для такого производства систем (оборудование для стерилизации воздуха, очистки воды и пр.) здесь много станков, изготовленных по специальному заказу.

Дорога к производству лежит через микробиологическую и физико-химическую лаборатории: мудреные приборы, колбочки. Здесь ведут исследования, а в конце «наукоемкого» цикла тотальной проверке подвергают всю продукцию. В так называемых арбитражных шкафах хранятся образцы всех изделий, дабы в ответ на претензию (если таковая случится) доказать, что параметры были нарушены не по вине производителя, а, скажем, из-за неправильного хранения.

Михаил Борц распахивает двери в святая святых - помещение, где на полках стоят ряды баночек, в которых из активных женьшеневых клеток в живительной среде произрастает целебное вещество. Причем сравнительно быстро, не более месяца. «В такой «теплице» путем микробиологических манипуляций можно выращивать другие ингредиенты, например, редкие виды папоротников», - поясняет директор.

Обычные лекарственные растения тоже идут в ход. «Не люблю рассуждать про импортозамещение: в России много чего умеют производить не хуже, а зачастую и лучше, чем за рубежом. Правда, советская косметика выдающихся высот не достигала, тут нам и правда пришлось догонять фаворитов отрасли», - признает руководитель.

За два десятка лет, однако, это удалось, и сегодня ХБО выпускает в год не менее 30 - 40 новых омолаживающих средств. Причем все биологически активные добавки, которые петербуржцы производят на основе оригинальных технологий, обретают право на жизнь после клинических испытаний. В том числе разработки из экстракта бересты и женьшеня, выполняющиеся по заказу петербургского Института биорегуляции и геронтологии.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 016 (5878) от 30.01.2017.


Комментарии