Завод разрывов рудных

Петербургская разработка может совершить переворот на нефтесервисном рынке. С мифом о том, что альтернативы западному оборудованию для гидроразрыва пласта (ГРП) у нефтяников попросту нет, покончили сотрудники проектно-конструкторского бюро «Автоматика» (входит в Кировский завод). Их идеи легли в основу первого в нашей стране мобильного комплекса ГРП, который производит консорциум машиностроительных предприятий во главе с Российской фрактуринговой компанией.

Завод разрывов рудных | Иллюстрация Yusnizam-Yusof/shutterstock.com

Иллюстрация Yusnizam-Yusof/shutterstock.com

По некоторым оценкам, в отечественной нефтегазовой отрасли производится около 9 тысяч операций ГРП в год - это один из самых высоких показателей в мире. Нефтяники вынуждены идти таким путем, чтобы поддерживать добычу на месторождениях с «тяжелой» геологией. При этом наши недропользователи обрекли себя на зависимость от западного нефтесервиса, используя дорогие американские и канадские технологии, заполонившие все рынки. Ведь речь идет о сложных высокотехнологичных операциях, где цена ошибки велика, а внутри страны ничего подобного, считалось, произвести невозможно.

Однако в Петербурге эту «головоломку» решили - причем задолго до властных установок по импортозамещению. Отдельные агрегаты для ГРП конструкторы «Автоматики» создавали еще в 1990-е, когда же проблема встала во весь рост, наши конструкторы спроектировали комплекс целиком.

По сути, это целый завод: несколько насосных установок с газотурбинными двигателями, станция автоматического контроля и учета, смеситель и многое другое. На работу ушло два года (заказчиком выступило Минобрнауки РФ), затем образец обкатали на месторождениях «Роснефти» в Краснодарском крае и Ростовской области.

Новинка оказалась сопоставима с импортными образцами, а по отдельным позициям даже превосходила. Так, российский комплекс ГРП в отличие от западных «собратьев» адаптирован к суровому климату. В него заложена гибкая многопроцессорная система управления, тогда как американское оборудование «слушается» только командных сигналов из единого центра. В целом при создании комплекса его авторы «опробовали» семь патентов на изобретение, а решение использовать вместо дизеля газотурбинный аналог, как в танке, обеспечило небывалую производительность и надежность силовой установки.

Петербургская разработка вошла в состав флотов ГРП ряда отечественных компаний. Она успела поработать в разных регионах - от Ямала до Сахалина и за пределами страны на месторождениях Казахстана и Белоруссии. Только решительно потеснить импортную продукцию, которая к тому же физически устаревает, пока не удалось. Кто больше всех проводит дорогостоящие операции по «оздоровлению» нефтедобычи, тот, видимо, может позволить себе встать на сторону западных брендов, которые продолжают упорно «держать оборону».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 218 (5835) от 22.11.2016.


Комментарии