Главная городская газета

Завод на чемоданах

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

«Слоеный НДС» или два процента с сюрпризом

Правительство России приняло решение увеличить налог с 18 до 20%. Чем же это обернется для потребителей? Читать полностью

Как рождаются «Лидер» и гиганты

Крыловский научный центр испытывает ледоколы будущего. За процессом наблюдал автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Строка в работу: в Петербурге появится гимн промышленности

В промышленной сфере Петербурга немало интересных новостей. В двух словах о насущном - в нашем материале. Читать полностью

Гостевым «скворечникам» быть

Компания, которая, предположительно, может быть связана с бывшим вице-губернатором, получит 8,7 га земли в Курортном районе за 71,6 млн руб. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил исковые требования ООО «Инвестиционно-строительное управление-19» (... Читать полностью

Неделя на биржах: доллар снова на коне

В минувший понедельник торги открылись с отметки 1150,5 пункта по РТС, а в пятницу завершились на уровне 1117 пунктов. Максимум периода (1157,8 пункта) пришелся на понедельник, минимум (1115 пунктов) - на пятницу. Читать полностью

Инвестклимат: Петербург поднялся на четвертое место

Северная столица вошла  в пятерку регионов с самым благоприятным для бизнеса климатом. Таковы результаты инвестиционного рейтинга Агентства стратегических инициатив (АСИ). Читать полностью
Завод на чемоданах | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Перебазирование старой петербургской индустрии – процесс, идущий с начала экономических реформ. В июне бизнесмены и чиновники обсудили его под эгидой Российской гильдии управляющих и девелоперов (РГУД) на форуме PRO INDUSTRY.

Адрес за миллиард

Председатель комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Елена Ульянова сделала небольшой обзор ситуации в городской индустрии. «Объемы производства не настолько упали, как показывает официальная статистика, есть признаки стабилизации. Оборот промышленного производства сегодня растет», – отметила она. По словам Ульяновой, наиболее выигрышно смотрятся фармацевтика, пищевая промышленность, металлообработка. Тяжелое положение в непродовольственной рознице, автопроме, ожидается ухудшение ситуации в банковской сфере.

Из каких отраслей будут «переселенцы»? Явно не из автопрома (он и так создан в новейшее время).

В теории все выглядит красиво: предприятие высвобождает землю (порой находящуюся в центре города), покупает участок в окраинной промзоне (или вовсе в Ленинградской области). На старом месте появляется элитное жилье или бизнес-центр, а на новом – инновационное производство. За счет разницы цен на недвижимость можно и стройку профинансировать, и оборудование модернизировать.

Но почему-то на каждый удачный случай (вывод кондитерской фабрики им. Крупской или завода «Электросила») приходится по несколько неудачных, когда предприятие просто закрывается.

Заместитель руководителя отдела стратегического консалтинга Knight Frank St. Petersburg Леонид Захаров привел пример некоего абстрактного предприятия с площадями 70 тыс. кв. метров и стоимостью участка 2,1 миллиарда рублей. Получалось, что после всех затрат экономический эффект от переноса составил 1 миллиард рублей.


Ищите компаньона

Заместитель генерального директора «ЛОМО» Марина Зверева рассказала, что не все расчеты так просты. По ее мнению, плюсы и минусы переезда примерно уравновешивают друг друга, а потому, если компания работает, то лучше остаться на месте. Плюсы от переезда – уход от старых технологий, ведь изношенные основные фонды все равно требуют замены.

Минусы, которые могут перевесить, – это, к примеру, срочная необходимость выполнения государственного оборонного заказа, мобилизационные мощности, обязанность по содержанию бомбоубежищ. И о главном, о людях, тоже нельзя забывать. Работники привязаны к жилью, ежедневно ездить за десятки километров (тем более в места, где нет метро) многие, особенно пожилые, просто не смогут.

Еще одним препятствием для переезда является высокая стоимость банковских кредитов. В идеале, пока завод работает на старом месте (а значит, деньги за проданную землю еще не получены), ему возводят новые корпуса, а для этого нужны кредиты. Их стоимость давит на рентабельность инвестиционных проектов и делает промышленное строительство в долг экономически неэффективным.

Представители Сбербанка и банковского холдинга ВТБ пояснили, что актуальные ставки сейчас 16 – 17%.

Управляющий директор «ВТБ капитал управление активами» Владимир Вишневский считает, что выход для предприятий может быть в привлечении средств соинвесторов – тех, кто будет потом осваивать высвобождаемые территории. Кстати, признал он, привлечение соинвесторов может быть в конечном итоге дороже, так как с ними надо делиться прибылью, но зато это более гибкий путь.

Советник председателя Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России» Татьяна Логинова призвала не ругать банки, ведь они должны выполнять обязательства перед вкладчиками и быть рентабельными. Понятно, что существующие ставки рыночные. Если финансисты могут купить облигации надежных корпораций с рыночной доходностью 15%, то зачем давать кредиты с рисками невозврата?

Далее, Логинова рассказала о формах кредитования с использованием мер государственной поддержки. Особое внимание было уделено программе «Индустриальный парк», таких парков Сбербанк финансирует пять. К сожалению, все они находятся за пределами не только Петербурга и Ленобласти, но и вообще вне Северо-Западного федерального округа.

Директор по коммерческой недвижимости «ЮИТ Санкт-Петербург» Максим Соболев считает, что в регионе уже создана инфраструктура для новых промышленных предприятий. «Возможности размещения есть, но спрос небольшой. У нас в технопарке в Горелове, который создал «ЮИТ», есть резервы свободных площадей», – сказал он. «ВТБ развивает аналогичную площадку в Марьине, – подтвердил Владимир Вишневский, – там та же картина».


Есть три пути

Собственник группы компаний «Знамя труда» Борис Холманский привел пример. Он занимался выводом трех производств – завода малых серий, завода акустических конструкций и завода серийных производств. Они занимали в сумме 12 га, все располагались рядом, на углу проспекта Шаумяна и Магнитогорской улицы. Переезд завода малых серий в Рыбацкое оказался неудачным, а вот завода акустических конструкций в Девяткино (а это уже Ленобласть) – довольно успешным. Третье же предприятие пока сидит на месте. Кстати, идею привлекать соинвесторов Холманский считает вполне разумной.

«Я думал строить литейку в 2007 году. А потом понял: какая литейка, когда Смольный напротив, через Неву? Мне подсчитали консультанты, как лучше всего использовать землю, какой доход будет, если построить здесь жилье», – поясняет предприниматель.

По его словам, чиновники обещали перевод категории земли в 2010 году, собственник понимал, что может быть задержка на полгода-год. В бизнесе, если сорвал заказ на три месяца, жди серьезных санкций. Если на полгода и больше – тебя вообще не будет на рынке.

Борис Холманский, обобщая свой опыт по переводу заводов, дал совет: при переезде найдите площадь, где уже все готово (например, завод аналогичного профиля с проблемами), арендуйте и переводите производство. Тогда вы сможете переехать, не срывая заказы.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook