Зато мы сокращаем сальдо

По данным Петростата, внешнеторговый оборот Петербурга в январе – сентябре 2015 г. (самые свежие данные) сократился на 34,8% в годовом исчислении. А ведь еще недавно было совсем наоборот: за первые 9 месяцев 2011 года внешнеэкономические связи северной столицы увеличились на 43,6% по сравнению с январем – сентябрем 2010-го. В абсолютных величинах сравнение также не в пользу 2015-го: за первые 9 месяцев этого года внешнеторговый оборот Петербурга составил 24,3 млрд долларов, а за тот же период 2011-го он достигал 39,4 миллиарда. Неужели импортозамещение действительно работает?

Зато мы сокращаем сальдо | ФОТО Kyrien/shutterstock.com

ФОТО Kyrien/shutterstock.com

Указать все конкретные причины снижения экспортно-импортного оборота непросто. Мы знаем о двух основных: торговое эмбарго России по отношению к западным товарам и политика замены зарубежных товаров и оборудования отечественными.

Однако львиная доля экспортно-импортных операций петербургские предприятия по-прежнему осуществляют со странами дальнего зарубежья. На первом месте – Китай (3,7 млрд долларов), на втором – Германия (2,8 миллиарда), на третьем – Нидерланды (2,1 миллиарда), на четвертом – США (1,1 млрд долларов).

По-видимому, наибольшее влияние импортозамещение и эмбарго оказали на петербургско-финскую торговлю. Если за первые 9 месяцев 2011-го внешнеэкономические связи с Суоми оценивались в 1,8 млрд долларов (4-е место в ряду торговых партнеров Петербурга), то в этом году мы наторговали с финнами лишь на 821 миллион (10-е место). Кстати, мы не случайно в качестве базы для сравнения взяли 2011 год – один из самых показательных периодов посткризисного восстановления.

В 2015 году торговля Петербурга со странами СНГ выглядит более чем скромно: 527 млн долларов, из которых 289 миллионов приходилось на Украину. Интересно, что в январе – сентябре 2011 г. компании северной столицы наторговали со своими партнерами из СНГ на сумму 1,8 млрд долларов.

Еще одна удивительная деталь: импортозамещение незаметно в структуре товаров, закупленных петербургскими предприятиями за рубежом. Почти 60% импорта пришлось на продовольствие и транспортные средства, а ведь именно эти отрасли числятся в авангарде борьбы с «чужестранцами».

Что же Петербург поставляет за рубеж? Безусловно, продукцию машиностроителей. Вот только занимает она скромные 11,1% городского экспорта, пропустив вперед минеральные продукты (61,9% вывоза) и металл (11,1% экспорта).

Позитивная тенденция – сокращение отрицательного сальдо торгового баланса Петербурга. Мы все больше экспортируем, все меньше закупаем из-за рубежа. Если в январе – сентябре 2011 года импорт превышал экспорт на 7,7 млрд долларов, то за аналогичный период нынешнего года отрицательное сальдо сократилось до 4,4 миллиарда. Будем честны: это вызвано не увеличением продаж наших товаров за границу, а сокращением внешнеторгового оборота северной столицы в целом.

Добавим в яркую палитру новых красок от соседей. Предприятия Ленинградской области сохранили положительное сальдо торгового баланса. В январе – сентябре 2011 года оно составляло 5,6 млрд долларов, в 2015-м – 5,4 миллиарда. Это притом что внешнеторговый оборот 47-го региона за первые 9 месяцев нынешнего года сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого в тех же пропорциях, что и петербургский.

В абсолютом исчислении внешторг Ленинградской области в январе – сентябре текущего года оценивался в 9,9 млрд долларов, из них внешнеторговый оборот со странами СНГ – 150 млн долларов.

Четверка крупнейших стран – экономических партнеров 47-го региона выглядит так: Нидерланды (2,3 млрд долларов), Великобритания (917 миллионов), Германия (792 миллиона) и США (667 миллионов долларов). Здесь стоит пояснить, что никакого «голландского торгового чуда» нет, просто в Нидерландах зарегистрированы крупные российские нефтяные трейдеры, и не только они.

Структура импорта в Ленобласти схожа с петербургской: продовольствие и сырье для аграриев – 38,1%; транспортные машины – 31,4%. Областной экспорт на 80% обеспечен продукцией минерально-сырьевых корпораций и на 10,4% – химиков.

Внешнеэкономическая картина обоих регионов была бы неполной без упоминания роли иностранных инвестиций. Увы, она не прибавит оптимизма: в январе – сентябре 2015 года доля заграничных денег в инвестициях предприятий в основной капитал и непроизведенные нефинансовые активы (земля, природные ресурсы, патенты и торговые марки) в Петербурге составила 0,5%, а в Ленинградской области – 0,1%.

Теперь ждем окончания четвертого квартала, который подведет итоги внешнеторговой деятельности за 2015 год. Могут быть и сюрпризы: так, в январе – декабре выбранного нами в качестве базы для сравнения 2011 года экспортно-импортные товарные операции Петербурга вышли на уровень 53,2 млрд рублей. За первые 9 месяцев того же года, напомним, было 39,4 миллиарда.

Ленинградская область закрыла 2011 год с внешнеторговым оборотом 22,8 млрд долларов, а в январе – сентябре того же года он составлял 15,7 миллиарда.

Однако предновогодний успех четырехлетней давности в 2015-м может не повториться. Причин несколько: во-первых, сказывается влияние торгового эмбарго, девальвации рубля и политики импортозамещения. Заграничное оборудование и сырье стали обходиться инвесторам дороже, что нарушило прежние бизнес-планы.

Во-вторых, предприятия города и области теперь не имеют выхода на дешевый заемный капитал глобальных финансовых рынков, за счет которого во многом четыре года назад обновлялись производственные мощности наших предприятий.

В-третьих, сокращение покупательской активности населения не способствует росту промышленности, ориентированной на внутренний рынок, а также развитию розничной торговли и строительного сектора. А ведь именно расцвет частного потребления стимулировал рост автопрома и жилищного девелопмента в Петербурге и Ленобласти.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 233 (5604) от 11.12.2015.


Комментарии