Зарплату спустят в тень

Российское правительство меняет способ расчета среднестатистической зарплаты. Теперь в формулу расчета войдут заработки граждан в теневом секторе народного хозяйства. Это приведет не к повышению (как кажется на первый взгляд), а к снижению получки «среднестатистической души населения».

Зарплату спустят в тень  | ФОТО Mukhin/shutterstock.com

ФОТО Mukhin/shutterstock.com

Цифры и жизнь

Не будет преувеличением сказать, что усредненный размер зарплаты не- сильно волновал россиян и прежде. Вряд ли изменение формулы ее расчета встревожит нас и сейчас. Среднестатистический размер заработной платы – это как средняя температура по больнице. Ведь и там есть пациенты, у которых 36,6, а у кого-то 38,2, и они завидуют соседям по палате. А у кого-то 36,2, и этим людям тоже не слишком комфортно.

По данным Петростата, средняя номинальная зарплата, начисленная «среднему петербуржцу» за июль 2015 г., составила 43,4 тыс. рублей. Это выше средней по стране (34 тысячи), но сей факт удивления не вызывает. Петербург – вторая столица России, экономика которой всегда была на высоте.

Тем не менее многие петербуржцы удивлены переоценкой своего трудового вклада. Согласно статистике, меньше среднего в июле заработали петербургские строители (33,2 тыс. руб.), работники торговли (32,5 тыс.) и сектора HoReCa (отели, рестораны, кафе). Последние довольствовались 25 тысячами в месяц.

В то же время выше среднего получили бюджетники: работники здравоохранения за июль 2015 г. заработали по 44 тысячи рублей на «душу», высшего образования – 39 тысяч, начального – 43 тысячи.

И то и другое вызывает много вопросов: почему у торговцев и рестораторов вышло так мало (хотя всем ясно, что люди это небедные), а у врачей, которых в народе считают недооцененной категорией специалистов, так много? От себя добавим, что после каждой развернутой публикации статистики зарплат редакцию накрывает шквал телефонных звонков раздосадованных горожан: откуда взялись такие числа, когда люди с трудом сводят концы с концами?

Самый сильный «телефонный шторм» – в январе после анализа данных за декабрь, где в самые зажиточные категории петербуржцев выходят деятели науки и высшего образования. Нет у нас, говорят доценты и профессора, таких зарплат.


Взялись за неформалов

Отрыв статистики от реалий видят и чиновники. Более того: найдена причина несоответствий. По оценке Росстата, во II квартале 2015 года в неформальном секторе экономики работали аж 15,43 млн человек (21,3% к общей численности занятых). Очевидно, деятельность этой группы населения и вносит дисбаланс в статотчеты.

К «неформалам» Росстат отнес индивидуальных предпринимателей (ИП), их родственников, помогающих в бизнесе, и даже домохозяек. Если по первым двум категориям трудовой доход рассчитать как-то можно, то над последней экономистам придется попотеть. Можно, конечно, причислить домохозяек к воспитателям детских садов и вменить им условную зарплату согласно низшей категории. А если у них и детей-то нет? Вопрос остается без ответа – впрочем, он не самый главный.

Читатели могут подумать, что теперь всем «неформалам» насчитают не только заработки, но и не уплаченные с них налоги. Успокоим: пока речь идет только о статучете, для налоговой нужны подтверждения доходов и основания, по которым можно вменить недоимку физлицам. А законы никто ради статистики менять не хочет.

Видимо, интерес чиновников – в той самой «средней температуре по больнице», которая почему-то нуждается в понижении. Да-да, с включением в формулу расчета общей по стране зарплаты получки «неформалов» средняя по России снизится. Ведь основная масса занятых в теневом секторе – дешевая рабсила: чернорабочие, грузчики, посудомойки и рядовые повара.

Индивидуальные предприниматели отчитываются перед налоговой и по статистике проходят, а «теневые цеховики» – товар штучный, курируемый иными ведомствами.


Кто музыку заказывает

Итак, самый главный вопрос: кому все это выгодно?

Версия первая: правительству для «подкрутки» каких-то макроэкономических индексов. Вряд ли, ведь для улучшения общероссийских показателей надо всеми силами повышать, а не снижать среднюю зарплату. Она у нас и так-то не самая высокая в Европе, даже если встать на зыбкий путь пересчета по паритету покупательской способности валют (это когда данные развивающихся стран в долларовой оценке слегка увеличивают, а развитых – снижают).

Еще недавно российское правительство ставило себе в заслугу повышение средней по стране зарплаты до 500 долларов в месяц, что весьма неплохо для Восточной Европы. Сегодняшние 34 тысячи – это все те же 500 долларов, только рубль теперь дешевле и за эти пятьсот «зеленых» работать приходится больше. Однако нарушать заданную планку резона у государства нет: в мировых рейтингах Россия скатится вниз.

Версия вторая: чиновникам на местах. Им действительно выгодно слегка понизить среднюю по региону зарплату, чтобы доходы бюджетников ее превысили. Зачем это нужно, ясно всем: для выполнения (пусть даже формального) майских указов президента.

Но и у этой версии есть изъян: экономика большинства российских регионов переживает не лучшие времена, и в ряде мест средние по экономике зарплаты ниже тех, что получают врачи и учителя. А сельские медики и педагоги вообще считаются местной элитой. Так зачем же перекраивать методики Росстата?

Версия третья: для изменения межбюджетных отношений и налоговой системы. Снижение средней зарплаты – прекрасный повод для губернаторов обратиться в федеральный центр с просьбой перенаправить на места не субсидии, а часть сборов от «мясистых» налогов – на прибыль предприятий и НДС. Сейчас основа всех региональных бюджетов – налог на доходы физлиц (НДФЛ). Налог на прибыль поступает туда частично, а НДС не касается казны регионов вообще.

Центр, конечно, от денег просто так не откажется, однако может воспользоваться снижением средней зарплаты для давления на глав регионов с целью повысить собираемость налога на имущество. Именно он, по замыслам чиновников, должен поправить местные финансы, а вовсе не дотации и НДС.

Могут быть и другие резоны: например, вернуться к единому социальному налогу, которым обложить и «теневиков». Либо привязать его к средней по региону зарплате, чтобы не отягощать и без того нелегкую ношу малого и среднего бизнеса.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (5553) от 28.09.2015.


Комментарии