Заморский фрукт

Глобализация мировой экономики творит удивительные дела: апельсины из Южной Африки могут дойти до прилавков петербургских магазинов быстрее, чем астраханские арбузы. Хотя на упаковку фруктов из ЮАР, их таможенное оформление и доставку в нашу гавань уходит 19 дней. Успех этой логистической цепи – в постановке дела: Южная Африка сделала ставку на экспорт не только алмазов и руды, но и «сладкого продукта», став вторым глобальным продавцом цитрусовых после Испании. Россия в 2014 году «съела» 11% всех выращенных в ЮАР апельсинов, 16% – лимонов, 14% – грейпфрутов и превратилась в одного из основных потребителей продукции южноафриканских фермеров и агрокомпаний. О том, какие еще «сладкие предложения» может сделать России ЮАР, нашему корреспонденту рассказал исполнительный директор ассоциации «Форум экспортеров свежих продуктов» (Кейптаун) Антон КРЮГЕР.

Заморский фрукт | ФОТО Дениса МЕДВЕДЕВА

ФОТО Дениса МЕДВЕДЕВА

– Господин Крюгер, каким образом фрукты из Кейптауна попадают на прилавки магазинов Петербурга?

– Это довольно долгий и кропотливый процесс. Сначала, разумеется, фрукты необходимо вырастить, затем собрать урожай, упаковать его. Более двух недель фрукты проходят инспекцию, после чего грузятся на паллеты и доставляются на борт океанского судна. В порту назначения вкусный товар вновь подвергается инспекции. Если все в порядке, он отправляется в дистрибьюторский центр, откуда уже попадает на прилавки супермаркетов. Если на каком-то из этих этапов у членов нашей ассоциации возникают сложности, мы вмешиваемся.

Порой на всю эту процедуру – начиная с момента упаковки готовых фруктов – уходит до 40 дней. К слову, из ЮАР в Петербург товар только едет 19 дней. 20 дней – это среднее время доставки фруктов водным путем. Нужно спланировать свою логистику так, чтобы товар прибыл вовремя, в сезон. То есть когда у нас зима, у вас, жителей Северного полушария, лето. Пик нашего урожая приходится на самые холодные месяцы у северян. Вот почему россияне привыкли считать мандарины и апельсины зимними фруктами.


– Какой фрукт можно назвать самым «капризным» в транспортировке?

– Пожалуй, банан: он очень быстро гниет. Правда, современные системы охлаждения позволяют довезти его до места назначения в сохранности. В ЮАР, кстати, тоже выращивают бананы, но не в таких больших объемах, как другие фрукты.

Второй по капризности фрукт – виноград: в отличие от цитрусовых у него тонкая кожица, которая не защищает мякоть от повреждений. В ЮАР пик сбора урожая винограда приходится на декабрь, когда на улице плюс 40 градусов по Цельсию. Собранный на такой жаре продукт охлаждают в течение 72 часов и грузят на судно.

В Петербурге в этот зимний месяц температура поднимается не выше минус 5 градусов по Цельсию, а то и опускается до минус 20. Необходимо, чтобы в столь разных погодных условиях продукт не потерял свои вкусовые качества и сохранил презентабельный внешний вид. Это помогают сделать специальные датчики, которые фиксируют температуру по всему судну.


– В каких европейских странах больше съедают фруктов?

– Это зависит от конкретной страны. Например, нормы, установленные в государствах Евросоюза, предписывают съедать в день до 400 граммов свежих фруктов. Но по факту сейчас съедают только 250 граммов. То есть континентальные европейцы недоедают фруктов. А вот Великобритания – традиционно сложившийся рынок для сбыта нашей продукции.

Если раньше среднестатистический европеец покупал 10 апельсинов, то сегодня купит пять. Для оставшихся пяти нам нужно найти подходящий рынок, и мы видим его прежде всего в России. В 2014 году россияне купили 2,1 тыс. тонн фруктов из ЮАР. А первый город вашей страны, куда приходят наши апельсины и грейпфруты, – Петербург. Поэтому вашему городу мы можем сделать хорошее коммерческое предложение по поставке фруктов.


– Это благое пожелание или есть конкретные договоренности?

– Контракты готовятся. Я прибыл в Петербург в составе крупной делегации представителей бизнес-сообщества ЮАР во главе с послом страны Марией Сибанда-Туси Номасонто. Наш визит приурочен к началу работы бизнес-форума Южно-Африканской Республики и Ленинградской области.


– Как вы реализуете свою продукцию в России?

– Как правило, через оптовые базы и торговые сети – например, X5 Retail Group, «Магнит», «Лента» и др. По такой же схеме мы работаем с другими государствами. Я бы не сказал, что с российскими партнерами есть какие-то особые сложности. Понимаете, любые деловые отношения необходимо выстраивать. Сначала нужно изучить рынок, найти надежную компанию, начать взаимодействие, а потом поддерживать сотрудничество. На это всегда уходят время и силы.


– Россия находится под западными санкциями. Почувствовали ли это южноафриканские экспортеры?

– Едва ли. Нас больше печалит ситуация с ослабленным рублем, потому что торги на фруктовом рынке происходят в американских долларах. Поэтому сторонам приходится договариваться: чтобы одна не потеряла поставщика, а другая – свои деньги.


– Ежегодно ЮАР выращивает 4,4 млн тонн фруктов, 60% из которых идет на экспорт. Как удалось добиться таких показателей?

– Этим занимаются примерно 500 фермеров, которые используют передовые научные технологии. Поскольку в ЮАР нет таких водных ресурсов, как в России, нам приходится строить современные системы ирригации. Мы не разрабатываем новые лекарства, которые помогают лечить болезни растений, но внедряем устойчивые методы борьбы с ними, включая органическое земледелие. Мы селекционируем новые сорта фруктов, они могут взращиваться на определенных типах почв, на которых прежде сделать это было невозможно.

Благодаря этому одного только винограда в ЮАР выращивается около 30 сортов. Потребители с годами становятся все более требовательными: они уже не хотят, к примеру, есть виноград с косточками, так что приходится выращивать вот такой удобный для них плод. Еще лет десять назад подобного не было. И раз уж мы заговорили о винограде, приведу статистику. В 2014 году мы экспортировали 56% своего винограда в страны Западной Европы, 23 – в Великобританию и 3% – в Россию.


– Как проверяется качество экспортируемой продукции?

– Для этого существует двойная сертификация: все фрукты проходят ее еще на территории ЮАР. Процесс регулируют управление экспортного контроля скоропортящихся продуктов и южноафриканский департамент сельского хозяйства, лесничества и рыболовства. Эти структуры гарантируют, что вывозимые из страны фрукты соответствуют требованиям экспортного рынка, а охлаждение и дальнейшая упаковка товара произведены в соответствии с высокими стандартами. Это уникальная практика: почти нигде в мире больше не существует подобной системы контроля.


– Чем занимается возглавляемая вами ассоциация?

– Она основана в 1998 году как добровольная некоммерческая организация. Сейчас в нее входят более 130 компаний, которые производят около 90% свежих фруктов, экспортируемых Южной Африкой (2,7 млн тонн). Мы устанавливаем довольно строгие стандарты на рынке и следим за тем, чтобы наши члены их соблюдали. Мы также издаем ежегодный каталог «Экспорт свежих фруктов», который является источником информации для всего международного сообщества.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 054 (5671) от 30.03.2016.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
В Петербурге финансовые кооператоры выступили против «пирамид»
24 Июля 2018

В Петербурге финансовые кооператоры выступили против «пирамид»

На Седьмом форуме кредитной кооперации его участники объяснили гражданам, что у кредитной кооперации есть будущее, но и ухо надо держать востро.

Дмитрий Осипов: «89% земельных участков в Петербурге оформлены в соответствии с законом»
23 Апреля 2018

Дмитрий Осипов: «89% земельных участков в Петербурге оформлены в соответствии с законом»

Директор филиала Кадастровой палаты Росреестра по Петербургу рассказал, с какими трудностями горожане могут столкнуться при постановке земельного участка на учет.

Петербург ищет выход к океану
03 Июля 2017

Петербург ищет выход к океану

Через совместный с геологами Поморья поиск алмазов и золота

Грядущее в черно-зеленых тонах
28 Июня 2017

Грядущее в черно-зеленых тонах

Извилистыми путями идут наши недропользователи к новым месторождениям. Там, куда протоптаны дороги, уже нечего «брать». А освоение бескрайних просторов тундры и тайги встанет в копеечку.

Завод, который спас отрасль
07 Июня 2017

Завод, который спас отрасль

C участием петербургских специалистов собирают корпус самого мощного в мире реактора на быстрых нейтронах

«Эмжековец» - это звучит гордо!
12 Мая 2017

«Эмжековец» - это звучит гордо!

с высокой трибуны Законодательного собрания Санкт-Петербурга прозвучала идея вернуть к жизни еще одно детище Михаила Горбачева - МЖК.

Игрушки, от которых не отстать
10 Мая 2017

Игрушки, от которых не отстать

Блоки венгерского математика Золтана Дьенеша и палочки бельгийского учителя Джорджа Кюизенера в ХХ веке стали первыми развивающими играми.

 В программе не значатся
28 Апреля 2017

В программе не значатся

Переправа через пути жизненно необходима: так Красносельский район получит второй выезд на Кольцевую автодорогу.

Разведка вышла на Клондайк
26 Апреля 2017

Разведка вышла на Клондайк

С вводом в строй отечественных нефте- и газодобывающих платформ недропользователи оценили близкие и дальние перспективы освоения северо-западной части российского арктического шельфа.