Зачем россиянам доллары

Сенсацией прошедшей в Москве ежегодной конференции «Российский банковский сектор: проверка на прочность» стал доклад заместителя министра финансов России Алексея Моисеева. Он заявил, что российская финансовая система в уходящем году подверглась воздействию двух шоков. Первый: снижение цен на нефть и связанная с ним девальвация рубля. Второй: закрытие внешних рынков капитала для большинства игроков. Но главное – даже для крупнейших российских банков и корпораций, которые могут договориться с западными структурами, резко ухудшились условия кредитования.

Зачем россиянам доллары | ФОТО Svetlana Lukienko /shutterstock.com

ФОТО Svetlana Lukienko /shutterstock.com

Где взять денег

Действительно, есть случаи, когда уже во второй половине года некоторые российские заемщики получали займы на Западе. Однако теперь банкирам капиталы надо искать внутри страны.

«Я в какой-то мере удивлен, насколько устойчивой оказалась национальная банковская система, – подытожил Моисеев. – Даже участившиеся случаи отзывов банковских лицензий не опровергают это наблюдение – уходят слабые или связанные с преступным миром организации».

Участники конференции быстро нашли удобный для бизнеса выход: искать дешевые кредитные ресурсы надо... у государства. Действительно, в кризисном 2009-м банки получали так называемые субординированные кредиты (или суборды) до 2019 года из средств Фонда национального благосостояния. Под относительно низкий, разумеется, процент. Для финансистов суборды хороши всем: они фактически образуют дополнительный капитал, нечто среднее между выпуском привилегированных акций и обычным кредитом. Сейчас банкиры хотят вернуть такую практику.

А дальше замминистра заявил, что не понимает, почему курс доллара имеет такое значение для граждан? «В свое время все бросали дела и слушали прогноз погоды, – сказал Моисеев. – Сейчас то же самое с курсом. Я могу понять, почему важно обращать внимание на инфляцию. Но какая разница, какой курс? У нас исчезли долларовые зарплаты. И если некий товар стоит 100 рублей и у вас рублевая зарплата, то какая для вас разница, какой курс доллара? Понятно, что курс влияет на стоимость турпутевки. Но в семейных расходах зарубежные поездки занимают не такую значительную долю. В остальном для граждан рост курса валют связан скорее с историческими страхами, чем с реальной практикой».


На что «зеленые» влияют

Тут же возникла полемика. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин напомнил, что после девальвации на 35% сразу сильно выросли цены на импорт высокотехнологичного оборудования. Помимо промышленников, которым надо перевооружать производство, это ударило и по бюджету, по тем же гражданам. Обесценение рубля сделало бессмысленными часть санкций на продажу нам технологий – на них просто не стало денег.

«У нас много современных медицинских центров, которые построены, но до сих пор стоят без оборудования, – сетовал Шохин. – И бюджет не знает, что с этим делать! Ведь под оснащение медтехникой зарубежных марок затраты закладывались по старому курсу».

«И я не знаю, почему вы считаете, что курс на нас не влияет! – удивлялся глава РСПП. – Понятно, что на курс кроме спекулянтов влияют только два фактора – нефть и санкции».

По мнению главы Союза промышленников, концепция налоговой амнистии, о которой в послании накануне сообщил президент России, нуждается в уточнении. Речь должна идти не о криминальных деньгах или о доходах взяточников, а о честно нажитых капиталах, увезенных за рубеж подальше от высоких налогов. Это само по себе удивительно, ведь еще недавно считалось, что в нашей стране самые низкие налоги.

«Да, английское право удобнее для бизнеса. Личные трасты, условное наследование, условное дарение – все это там есть, а в России нет. Какова будет судьба доходов, отданных в личный траст? Если их вернут, то с них придется налог платить?» – спросил Шохин. Вопрос остался без ответа, хотя он и так понятен: если придется платить подать, то эти деньги не вернутся – не для того их на чужбину выводили.


Пенсионный выбор

Кроме полемики вокруг доклада Моисеева в центре внимания банковской конференции была реформа пенсионной системы. Государству предстоит сделать непростой выбор: отказываться от накопительной составляющей или нет? Населению объявили, что каждый может выбрать для себя сохранение накопительной составляющей (а значит, риск, но и доход от инвестиций) или надежду на индексацию пенсий от государства в распределительной системе.

Оказалось, что среди молодежи и среднего поколения (для участия в накопительной схеме был установлен возрастной барьер) число «индивидуалов»-накопителей превысило число «коллективистов»-распределителей. Соотношение, соответственно, 26 и 24 млн человек. Банкиры почувствовали, что это база для развития негосударственных пенсионных фондов.

Повышение налога на дивиденды с акций для граждан (с 2015 года он возрастет с 9 до 13%) банкиров не обрадовало, но решение правительством уже принято. Объясним, почему налог на доход по акциям был ниже, чем налог на трудовые доходы. Дивиденды выплачиваются предприятиями из чистой прибыли, с которой государство уже удержало соответствующий

20-процентный налог. Взимать подать с граждан вторично с точки зрения международных норм учета неправильно. Вот и сделали ставку «людского налога» меньше. А теперь, забыв о двойном налогообложении, ставку сбора «за дивиденды» приравняли к НДФЛ.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (5358) от 10.12.2014.


Комментарии