За городом житье не худо

Чем дороже становится городская недвижимость, тем чаще петербуржцы думают о своем «домике в деревне». Сами посудите: за одну и ту же сумму можно купить трехкомнатную квартиру на 20-м этаже с видом на автотрассу, а можно – уютный коттеджик с калиткой у пруда. Однако до сих пор нет четкого ответа на вопрос, где лучше жить – в мегаполисе или в сельской местности. Застройщики и девелоперы северной столицы провели даже специальный саммит с говорящим названием «Пригород. Бремя решений».

За городом житье не худо | ФОТО jessicakiesh /shutterstock.com

ФОТО jessicakiesh /shutterstock.com

Переезд для любого петербуржца, действительно, бремя. А тут еще надо решить, что лучше: городской комфорт и работа в шаговой доступности (по крайней мере от метро) или свои 10 – 12 соток с детской площадкой и дом на вырост плюс гараж. Особенно остро этот вопрос встает сегодня, во времена спада экономической активности в народном хозяйстве.

Глава собственного «Бюро аналитики по рынку недвижимости Дмитрия Сперанского» высказался образно: «По-моему, перепроизводства на рынке недвижимости нет. Квартира – это как готовое платье, продукт массового производства. Коттедж – аналог индивидуального пошива от кутюрье. Участки – как ткань, купил и шей сам».

А дальше, говорит Дмитрий Сперанский, все логично. Когда падает спрос – сложнее тем, кто квартирами занимается. Потому что это конвейер. Постоянные затраты не зависят от темпов продаж. При этом на компании давят жесткие обязательства по вводу многоэтажных зданий. Те, кто возводит коттеджи, в кризис просто медленнее строят и продают. Тем же, кто покупает бывшее картофельное поле, подводит к нему минимальную инфраструктуру, нарезает на участки и продает, проще. Земля не портится: стало меньше денег у покупателей – ну дольше просто будут идти продажи.

Руководитель консалтингового центра «Петербургская недвижимость» Ольга Трошева заявила на саммите, что сейчас на загородном рынке наблюдается снижение спроса на областные квартиры, зато участки для самостоятельного освоения идут хорошо. «За три квартала 2014 года на рынок загородной недвижимости вышло больше 40 крупных проектов, включая поселки с таунхаусами, – подсчитала она. – За прошлый год на продажу выставили около ста новых девелоперских проектов. Лучше всего расходятся квартиры в ценовом диапазоне от 1 миллиона до 1,5 млн рублей, а земельные участки – по 600 – 800 тысяч. Продажа участков без строений занимает более 75% рынка, люди сами хотят выбрать и проект, и строителей».

Коммерческий директор группы компаний «Айдадом» Алексей Баринов сказал просто: «Сейчас покупают либо дешевое жилье, либо жилье в высокой степени готовности. Востребованы всегда будут качественные и недорогие таунхаусы. А кто уйдет с рынка, так это непрофессиональные девелоперы».

Почему такая «вилка» – дешевое или готовое – понятно. Одни рискуют, пытаясь выиграть в цене, другие готовы платить больше, лишь бы понадежнее. Впрочем, для городских квартир работает та же шкала предпочтений.

По мнению директора управляющей компании «ПулЭкспресс» Андрея Бочкова, горожане оценили плюсы жизни на природе. Но зачастую они не имеют сил и времени обслуживать собственный дом или даже секцию в таунхаусе. Значит, застройщикам надо заранее предусмотреть сервис-службы, а покупателям – учесть эту опцию при выборе загородного жилья.

Руководитель отдела исследований компании Knight Frank Тамара Попова подсчитала, что разрыв «спрос-предложение» для загородных квартир составляет 2 – 2,5 раза (столько квартир на одного покупателя), для квартир в Петербурге – 3 – 3,5 раза, коттеджей – 10 раз, а участков – 5 раз. «Люди покупают жилье за городом. А потом у них в семьях подрастают дети, и они переезжают в северную столицу, даже проигрывая в метрах, потому что думают об образовании детей, школ нормальных в ближайших деревнях нет», – заметила она. Это действительно проблема: если в многоэтажных пригородах современные школы строятся, то коттеджные поселки не могут на такое рассчитывать.

Главный редактор журнала «Пригород» Дмитрий Синочкин отметил тот факт, что в загородном домостроении есть две тенденции. Первая – появляются малоэтажные интересные комплексы, где создаются общественные пространства и социальные объекты. Вторая – рост «каменных муравейников» по сходной цене. И то и другое имеет право на жизнь, ведь кошелек у каждого покупателя разный. «Сейчас не только девелоперы, но и покупатели учатся считать деньги, – резюмировал Синочкин. – Растут налоги на недвижимость, обслуживание жилья все дороже».

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (5358) от 10.12.2014.


Комментарии