Ярмарка биржевого тщеславия

В эпоху развитого рынка у крупнейших государств появилась новая ярмарка тщеславия. Если сто лет назад страны гордились своими размерами, армией и роскошью дворцов, то в начале XXI века принято мериться корпорациями. Потому что, как мы уже отметили, каждый суверен – экономический драйвер мира – хочет вырастить свою транснациональную корпорацию. Здесь у каждого своя роль: США и Великобритания сильны банкирскими домами, Япония – электроникой, Китай – промышленными гигантами, а Россия – сырьевыми концернами.

Ярмарка биржевого тщеславия | ФОТО Mukhina Viktoriia/shutterstock.com

ФОТО Mukhina Viktoriia/shutterstock.com

Стратегия-31

Ярмарка биржевого тщеславия устроена следующим образом. Шаг первый: каждый год 31 марта издание Financial Times (FT) собирает сводки с закрытия торгов крупнейших фондовых бирж мира. Из общей массы продуктов (акций корпораций) выделяются ценные бумаги компаний, у которых не менее чем 15% акций находятся в свободном обращении. То есть не принадлежат семьям основателей и правительств. Как правило, свободными акциями владеют миллионы мелких инвесторов.

Шаг второй: эксперты рассчитывают рыночную капитализацию крупнейших эмитентов. Речь идет не о величине уставного капитала или оценке основных и оборотных фондов компании, ее нематериальных активов. Рыночная капитализация определяется умножением числа акций корпорации на ее текущую биржевую цену в долларах.

Шаг третий: эксперты Financial Times выбирают 500 крупнейших компаний мира по рыночной капитализации. Этот рейтинг и является квинтэссенцией ярмарки тщеславия, в которую так верят лидеры и простые обыватели крупных стран.


Знать правила

Иногда ярмарка дает сбой. Если тот или иной регион мира испытывает трудности и котировки ценных бумаг его компаний падают, то рыночная капитализация предприятий уходит «ниже плинтуса» и почти никто из столпов национальной экономики не попадает в «список пятисот».

Именно это и случилось с российскими корпорациями в 2015-м. В прошлом году в топ-500 было семь представителей крупного российского бизнеса, в этом – всего пять. «Газпром» в глобальном списке опустился с 83-го места на 170-е с капитализацией 56,57 млрд долларов, а Сбербанк, занявший год назад 177-е место, вовсе покинул этот список. Помимо нашего газового монополиста в рейтинге Financial Times нынешнего года остались «Роснефть», «Лукойл», «Норильский никель» и «Сургутнефтегаз».

По совокупной капитализации компаний Россия в рейтинге FT-500 опустилась с 16-го на 19-е место. В абсолютном исчислении это 197,9 млрд долларов – столько же стоит одна лишь американская нефтяная компания Chevron.

Но есть же русская поговорка: «С волками жить – по-волчьи выть». Если мы хотим играть на одном поле с волками мирового капитализма, которые на протяжении столетий выращивали свои корпорации, то надо и правила знать.

А они просты: хочешь быть в лидерах – активизируйся на бирже. Будем честны: пока в России не так много публичных акционерных компаний, чьи акции открыто торгуются на рынке. Хотя подобным компаниям был даже введен особый юридический статус (ПАО), фондового бума не произошло. Одна из ключевых причин этого – российские корпорации неохотно раскрывают информацию о себе и своих контрагентах, без чего им закрыт доступ на серьезные биржевые площадки.

Другое правило – играй на долларовом поле. Если мы хотим наращивать финансовый вес нашего бизнеса на мировом рынке, то любая девальвация (удешевление национальной валюты по отношению к доллару) будет смерти подобна. Хотя для реального сектора дешевый рубль это, скорее, благо. Получается, что на данном этапе Россия должна либо поддерживать внутреннюю экономику, либо взращивать мировых лидеров.


Китайский выбор

Чтобы не выбирать «или-или», можно избрать обходную стратегию. Ту, которую практикует наш главный экономический партнер Китай. В «список пятисот» вошли 55 корпораций из КНР (включая Гонконг). При этом сырьевая компания PetroChina заняла шестое место в рейтинге FT, а Industrial & Commercial Bank of China – девятое.

Китайцы долго запрягают, но быстро едут. На протяжении последних 20 лет у Поднебесной не было денежных мешков, которые бы открыли им путь на мировые биржи. Были недорогие трудовые ресурсы и мудрая экономическая политика, позволившая год за годом накапливать производственный потенциал. Китайские компании не тратили миллиарды на дивиденды и строительство корпоративных дворцов, они заимствовали западные технологии, обучали персонал и скупали европейские предприятия.

В 1990-е шведские фирмы покупали заводы в КНР, но в начале XXI века уже китайский автомобильный концерн Geely Motors приобрел подразделение легковых авто компании Volvo. По этому же пути готовы пойти и другие европейские бренды, проигравшие конкуренцию американцам и азиатам. И только в последние годы, когда финансовые активы китайского бизнеса достигли колоссальных размеров, корпорации этой страны активно вышли на мировой фондовый рынок.


Твердые активы

Россия имеет все основания пойти по китайскому пути наращивания рыночной капитализации бизнеса. У нас есть ресурсы – природные ископаемые. У нас есть технологии их добычи и переработки, не говоря уже о ВПК и IT-сфере. Не хватает нам рачительности: корпорации охотно тратят деньги на «пафос» и экономят на развитии.

Об аукционе неслыханной щедрости, которым обернулись выплаты дивидендов за прошлый год крупнейшими российскими корпорациями, мы тоже писали. Сотни миллиардов рублей развеяны по ветру, вместо того чтобы пойти на модернизацию производственных мощностей тех же нефтяников и газовиков. В то время как Россия намерена финансировать строительство новых газо- и нефтепроводов, отечественный бизнес предпочитает проедать капитал или вывозить его за рубеж.

Еще одно явление – импортозамещение – тоже нуждается в верной трактовке. Одно дело, когда российские яблоки вытесняют с прилавков чилийские, и совсем другое – когда ставится барьер проникновению новых технологий и оборудования в страну, где станкостроение отсутствует как класс. В современном мире заимствование технологий должно стать не менее важной задачей, чем замещение потребительского импорта.

И только после переоборудования предприятий, отладки систем управления в сферах бизнеса реально говорить о массовом выводе отечественных корпораций на мировые биржи. Подобный опыт у нас уже был: в 2014 году в рейтинге FT-500 были представлены и банки (Сбербанк, ВТБ), и торговля («Магнит»), и телекоммуникации (МТС), и ряд сырьевых компаний. Девальвация нанесла удар по нашим «голубым фишкам», но пусть нас пока это не волнует. У России есть все шансы упрочить в рейтингах свои позиции, если отечественный бизнес перестанет пускать деньги на ветер.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 114 (5487) от 26.06.2015.


Комментарии