У садоводов на Северо-Западе начался сезон амбиций

Нынешний год обещает быть яблочным. Есть такое свойство у большинства сортов яблонь - давать высокий урожай через сезон. У садоводов-любителей, дачников, владельцев личных подсобных хозяйств отношение к этому неоднозначное. С одной стороны, яблочный вал - это здорово, витамины почти на всю зиму семье обеспечены. С другой - а куда девать излишки? При богатом урожае они обязательно появятся, а в большой яблочный рынок любители не вписываются. Там обосновались другие игроки.

У садоводов на Северо-Западе начался сезон амбиций | В закладке интенсивного сада часто используются поддерживающие конструкции - шпалеры. Это позволяет формировать кроны яблонь такой формы, которая облегчает уборку урожая. Фото: Виталий Тимкив/ТАСС

В закладке интенсивного сада часто используются поддерживающие конструкции - шпалеры. Это позволяет формировать кроны яблонь такой формы, которая облегчает уборку урожая. Фото: Виталий Тимкив/ТАСС

В заброшенном саду

Погоду на этом рынке делают сады промышленного типа. Там, где вполне оправдана гонка за скороплодностью растений, быстрой окупаемостью вложений. Там, где нет особой тревоги - яблочным будет год или «пустопорожним». Правильный подбор сортов и выверенная агротехника не допустят простоев и станут гарантом высокого качества плодов при стабильном урожае. Да и в целом грамотная организация производства делает плодоводство высокодоходным бизнесом.

Однако на протяжении длительного времени садоводческая отрасль в России пребывала в кризисе. Представляла собой старые сады экстенсивного типа, заросшие высокими деревьями. В то время как в других странах плодоводство давно уже переориентировалось на сады интенсивного типа - с низкорослыми, рано вступающими в плодоношение деревьями.

Наш промышленный экстенсивный сад мог дать среднюю урожайность 25 тонн с гектара при рентабельности всего 105%. Интенсивные же сады поднимали урожайность до 50 т/га и рентабельность - до 380%. И это далеко не предел: в Китае с каждого яблоневого гектара получают по 100 тонн плодов. Правда, это уже не просто интенсивные, а суперинтенсивные сады. Выход качественного товара в старых экстенсивных садах составлял всего 17,5 т/га (30% - в отход). Суперинтенсивные сады дают всего 1% отходов.

Старые сады в России восстанавливать никто не собирался. Их просто забросили... Каждый год из оборота выходило в среднем 10 тыс. га, и к 2013 году общая площадь промышленных садов России составила всего 155 тыс. га. На родине великого Мичурина, в Тамбовской области, из 18 садоводческих хозяйств осталось три, в Липецке - только два из двух десятков. И в Ростовской области тоже два из полусотни, существовавших прежде.

Нет ничего удивительного в том, что Россия крепко подсела на плодовый импорт.

Ежегодно около 1,2 млн тонн яблок поставляли нам почти сорок стран мира. Главными экспортерами всегда были Польша и Китай. И нередко Молдавия - но тут смотря как политическая карта ложилась. Лет пять назад яблочную интервенцию в Россию активизировали США, штат Вашингтон - именно там сконцентрированы основные мощности по селекции плодов, их выращиванию и экспорту.

В одну из программ государственного субсидирования отечественное плодоводство попало только в середине нулевых годов. Были выделены деньги на закладку новых садов интенсивного типа. Тогда наш Минсельхоз с радостью рапортовал: «Отрасль вступила в стадию восстановления».

Увы, как вступила, так и «выступила». В 2010-м все субсидии были отменены. Причина: они «не понравились» международной комиссии, рассматривавшей тогда вопрос вступления России в ВТО.

И только принятая в 2014 году программа импортозамещения в сельском хозяйстве, подкрепленная еще и финансированием, стала стимулом для развития отечественного плодоводства.

На импортном подвое

Когда Россия ввела продовольственные санкции, многие эксперты плодового рынка забили тревогу: «Страна в следующем году останется без яблок! Возместить объем запрещенного импорта не удастся».

Руководитель известного в профессиональных кругах проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты» Татьяна Гетьман тогда заявляла: «Доля импорта на яблочном рынке России составляет 70 - 80%. Более половины приходится на страны ЕС. Оперативно наладить поставки из стран, не попавших под санкции, не удастся. Как не удастся сделать это за счет собственного производства. Серьезный дефицит яблок будет ощущаться уже в первой половине 2015 года. И цены на них будут расти».

Прогноз оправдался лишь отчасти. Действительно, в первый год после введения санкций яблоки в торговой рознице дорожали. Не будем говорить за всю Россию, но, по данным нашего Петростата, их стоимость подскочила на 21%. Правда, в следующем, 2016-м, упала почти на 10%. Прошлый год опять ознаменовался ростом, но небольшим - плюс 6%. Тут можно было бы говорить о некой стабильности, но с начала нынешнего года яблоки выкинули фортель, показав ценовой прирост 28%.

Но так или иначе российский покупатель дефицита яблок не обнаружил. Операторы рынка довольно оперативно смогли переориентировать импортные потоки. Увеличились поставки из стран Латинской Америки, в первую очередь из Аргентины. Поднапрягся мировой лидер яблочного производства - Китай.

Тут же оказалось, что и наши промышленные садоводы не лыком шиты - на прилавках торговых сетей появились яблоки отечественного производства в ранее не виданных объемах.

Отдельное слово - про Польшу. До введения эмбарго эта страна, как уже говорилось, была в числе ведущих поставщиков яблок в Россию. Оказавшись в санкционном пространстве и сильно понервничав по этому поводу, очень скоро Польша объявила об «обратной стороне эмбарго».

Оказывается, от российских запретов, по мнению польской стороны, она только выиграла. Польша увеличила экспорт яблок в Евросоюз, а также на африканские и азиатские рынки. «Главным же импортером наших яблок стала Беларусь, - пооткровенничало польское Агентство реструктуризации и модернизации сельского хозяйства. - Продажи на этом рынке увеличились с 32 до 58 тысяч тонн».

Белоруссия сама по себе страна яблочная. Дополнительные тысячи тонн ей просто не переварить. Вот откуда и реэкспорт: Белоруссия стала перевалочной базой для запрещенных в России, но удачно поставляемых на наш рынок польских яблок.

Сейчас Россия, по данным Комптрейд ООН (база статистических данных по мировой торговле), находится на третьем месте в мире среди крупнейших покупателей яблок с долей 6%. Впереди нас только Германия (8,2%) и Великобритания (7,2%). В 2013 году, до введения эмбарго, мы находились на первом месте с долей 7,9%.

В Национальном союзе производителей плодов и овощей (Плодоовощной союз) подсчитали: чтобы уйти от импортной зависимости, нужно самим производить 2,8 млн тонн яблок в год. Для этого поддерживать товароспособность тех садов, которые есть в наличии, и каждый год закладывать минимум по 14 тыс. гектаров новых насаждений. Причем 30 - 40% должно приходиться на суперинтенсивные сады.

Но удовольствие это дорогое. Закладка суперинтенсивного сада обходится примерно в 2 млн рублей на гектар. Предусмотренные субсидии - около 230 тыс. руб./га из федерального бюджета - не позволяют инвесторам делать проекты дешевле.

К тому же если Россия худо-бедно сокращает импорт плодов, то все равно остается зависимой от поставок посадочного материала и специализированной техники. По этой причине значительно увеличиваются затраты аграриев и снижается экономическая эффективность плодоводства.

Тем не менее, почувствовав господдержку, в отрасль пришли не только крупные, но и мелкие инвесторы. И с 2015 года, три года подряд, в России закладывается по 14 тыс. гектаров новых садов.

Северный, морозостойкий

Эксперты Аналитического центра агробизнеса («АБ-Центр») условно разделили все сады России по ботаническим признакам: на семечковые и косточковые. Яблоки - это и есть семечковые. Вместе с ними - груши и айва. И вот такую статистику по семечковым обнародовали.

  • Площади возделываемых семечковых культур в России - 250,9 тыс. га.

  • В сельхозорганизациях и в фермерских хозяйствах, без учета ЛПХ, общие площади составляют 124,6 тыс. га - 49,7% общей площади семечковых культур в России. Из них в плодоносящем возрасте - 76,7 тыс. га.

  • Всего в России насчитывается более 170 крупных садоводческих организаций с площадью садов от 100 гектаров.

Далее огласили топ-10 крупнейших садоводческих агрофирм. На первой строчке обозначилась плодово-ягодная компания Воронежской области. На второй - совхоз «Архипо-Осиповский» Краснодарского края. На третьей - «Сад-Гигант» из того же региона. А широко известные саратовские «Сады Придонья» обосновались на четвертой строке. В десятке крупнейших также отметились три садоводческих сельхозпредприятия Липецкой области, еще раз Краснодарский край, Ставрополье и Крымская фруктовая компания.

Северных садов в этом рейтинге нет, хотя промышленное садоводство начало свое возрождение и в наших краях. Два года назад первый сад интенсивного типа - с положенной технологической подготовкой почв, с обеспечением капельного полива - был заложен в Лужском районе Ленинградской области. Сделало это крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) «Брод».

Когда-то эти земли принадлежали совхозу «Скреблово», известному не только в Ленобласти, но и на всем Северо-Западе. Его основной специализацией было плодоводство: на 200 гектарах размещались клубнично-земляничные плантации, примерно такую же площадь занимали ягодные кустарники, еще около 300 гектаров - яблоневые сады.

Помимо «Скреблово» в советские времена в Ленобласти было еще три специализированных плодоводческих хозяйства: «Щеглово» во Всеволожском районе, «Тайцы» - в Гатчинском, «Плодоягодный» - в Ломоносовском. С перестройками, реорганизациями и прочими перетрясками 1990-х все приказали долго жить... Правда, после некоторых остались питомники, ныне успешно реализующие саженцы и рассаду хозяевам дачных и приусадебных участков.

А в «Скреблово» сохранился еще и государственный сортоиспытательный участок. Именно сюда прибывают на испытание новые сорта плодовых и ягодных растений, чтобы получить рекомендации для возделывания в нашем регионе. Черенки плодовых растений рекомендованных сортов передаются в плодопитомники. Ну а оттуда расходятся по садам.

Так они попали в молодой сад крестьянского хозяйства «Брод». И были высажены на первых 12 га. Задумка у садоводов-фермеров грандиозная - расширить плантации до 300 га.

Некоторое время назад о намерении заняться садоводством заявил Гатчинский комбикормовый завод. Там планируемый размах еще больше - 750 га плантаций, 170 тыс. яблонь (93% насаждений) и слив местных морозоустойчивых сортов. Еще - строительство перерабатывающего завода мощностью 300 тонн плодов в сутки, выпуск соков, нектаров, пюре, варенья, джемов.

Довольно амбициозные проекты у наших соседей - Новгородской области. Там еще пять лет назад была разработана и действует областная долгосрочная целевая программа «Развитие садоводства интенсивного типа», аналогов которой до сих пор на Северо-Западе России не было. Следуя этой программе, каждый год должно закладываться по 50 - 150 гектаров садов интенсивного типа. Конечный ориентир - 1,5 тысячи гектаров.

Первопроходцем оказался Старорусский район области, а инициатором-инвестором возрождения садоводства на этих землях стал инвестор-предприниматель из Петербурга.

КСТАТИ

Наислабейшее звено отрасли - нехватка плодовых хранилищ. Статистика утверждает: обеспеченность ими агропредприятий не превышает 60%. Да и то из имеющихся лишь половина соответствует современным стандартам, когда фрукты без утраты товарного вида могут храниться в течение продолжительного времени. Загружая яблоками старые хранилища, садоводческие предприятия теряют половину собранного урожая.

Материал был опубликован в газете под № 113 (6222) от 27.06.2018 под заголовком «Яблочко без червоточины».

#Россия #производство #урожай #яблони

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (6222) от 27.06.2018.


Комментарии