Внучки резиновой Зины

Когда-то в Ленинграде воплощалась в материале мечта всех советских девочек – красивые куклы. И не только «резиновые Зины», воспетые Агнией Барто, но и кудрявые Маши, разодетые в красивые платья Даши и улыбчивые Миши. Современное кукольное население игрушечных магазинов нашего города на 50% состоит из особей, рожденных в азиатских странах. На 10% – из подданных Белоруссии и Испании и только 40% – соотечественницы. Однако не все так грустно: если на просторах России бал отечественного кукольного производства правит кировская фабрика «Весна», то коренные кукольные петербурженки по сей день рождаются на нашей фабрике «Пластмастер».

Внучки резиновой Зины | Наши мастера прикладывают немало усилий, чтобы придать куклам истинно российский шарм и обеспечить изделиям кратчайший путь к кошелькам покупателей. ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС

Наши мастера прикладывают немало усилий, чтобы придать куклам истинно российский шарм и обеспечить изделиям кратчайший путь к кошелькам покупателей. ФОТО Александра РЮМИНА/ТАСС

Пупс с папиным голосом

«Современное производство кукол на нашем заводе стартовало шесть лет назад, – говорит директор по развитию компании «Пластмастер» Владимир Алешков. – Сначала хотели возродить выпуск ленинградских кукол образца 1980-х, ведь оборудование для их производства на заводе осталось еще с советских времен. Благодаря нашим инженерам и техникам оно до сих пор работает исправно. Но сразу стало понятно, что без новых образов, современной одежды и материалов эта затея быстро сойдет на нет».

Так в ассортименте петербургского предприятия появились новые лица, куклы оделись в новые наряды с модными аксессуарами. Пришлось модернизировать цеха и закупить импортные станки. «Как бы мы ни старались использовать отечественное сырье – волосы, глаза, звуковые элементы и ткани, – все это приходится закупать за рубежом, – сожалеет Владимир Алешков. – В России этого не делают».

В прошлом году петербургские мастера выпустили около 100 тысяч кукол. Среди них и маленькие пупсики, и большие пупсы, и говорящие куклы. Кстати, речь и словарный запас современных кукол намного совершеннее, чем у их советских предшественниц с тяжелой механической пищалкой в спине, благодаря которой они только и могли что звать «ма-му».

Сегодняшние куклы оснащены специальными электронными модулями, на которых записаны целые фразы. Нажимаешь секретную кнопочку на спине у куклы, и она «приглашает» хозяйку поиграть. Более того, сегодня при желании можно «научить» куклу говорить маминым или папиным голосом, записав их речь на специальное устройство.

Недавно на фабрике «Весна» была разработана говорящая кукла с приложением для Android. С помощью компьютера эта «внучка резиновой Зины» рассказывает сказки, поет песни. Правда, пробная партия этих кукол по каким-то причинам так и не вышла в продажу.

Рождение принцессы

Появление новой куклы сродни рождению ребенка. «Единственное отличие в том, что удовольствие от процесса получаешь уже после того, когда видишь результат», – сознаются «мамы» и «папы» кукол.

Сначала дизайнеры придумывают образ куклы в целом и то, какой она будет – доброй, сердитой, задумчивой, веселой. Рисуется множество вариантов. Несмотря на то что разработка кукольных образов на петербургской фабрике входит в обязанности дизайнерской группы, вклад вносит весь коллектив. Зачастую прототипами некоторых кукол являются родственники или друзья их создателей, а иногда и вовсе берутся с улицы.

«Идешь по улице, увидел интересного ребенка, запомнил, рассказал художнику, тот нарисовал, что-то дофантазировав от себя», – делится секретами Владимир Алешков. Дальше подключается скульптор, который лепит модель. А затем уже начинается проза: по модели изготавливаются формы для деталей и запускается производство.

Потом за дело берутся маркетологи, которые изучают тенденции игрушечного рынка в Петербурге, России и мире. Они же интервьюируют детей, чтобы понять их интересы и запросы. К примеру, в кукольном мире периодически вспыхивают скандалы по поводу изделий под американским брендом, известным по мультикам о монстрах. Эти кукольные одноглазые оборотни, стильные вампирши, мертвецы и двухголовые сиамские близняшки с гробиками вместо кроваток красуются и на полках петербургских магазинов.

«С одной стороны, мы стараемся бороться с этой тенденцией, – говорит Алешков. – С другой – от спроса потребителей никуда не уйти, особенно если он подогревается мультиндустрией. Поэтому в нашем ассортименте тоже есть представительницы темных сил, к примеру, в виде ведьмы Барбелы. Другое дело, что наши кукольные ведьмочки добрые, а их образы соответствуют концепции всего нашего производства: кукла в первую очередь должна быть подружкой ребенка».

Не так страшен монстр...

«Претензии к производителям по поводу создания нестандартной продукции более чем бессмысленны, – комментирует ситуацию бизнес-аналитик Наталья Ещенко. – Производитель в первую очередь должен отвечать за то, чтобы игрушка была качественной, безопасной и продаваемой. У бизнеса свои правила, и если куклы-монстры будут пользоваться спросом, то их будут производить».

Получается, что надо воспитывать не детей, готовых часами смотреть мультсериалы, а их родителей, которые не могут уделить внимание своему ребенку. Им проще купить куклу-монстра, чем прочитать сказку. «Если ребенок играет с монстрами наравне с другими игрушками, то это нормально, – поясняет эксперт. – Но, если ребенку интересны только монстры, родителям стоит задуматься».

Гуляя по игрушечным магазинам, какого-то особого ажиотажа вокруг импортных монстров и гробиков автор этих строк не увидела. Мамы замирали около красивых испанских кукол и, подсчитав нолики на их ценниках, безнадежно вздыхали. Импортные игрушки, особенно европейские, подорожали существенно.

Маленькие девочки выбирали ярких принцесс китайского производства и, как это ни странно, традиционных кукол из Петербурга. Удивительно, но предпочтение часто отдается куклам «без голоса». При мне мама демонстрировала своей пятилетней дочери куклу, умеющую произносить фразу «Я тебя люблю». Но маленькая покупательница равнодушно отодвинула куклу с искусственным голосом и, прижав к себе простенького пупса, прошептала ему на ухо: «Я лучше сама за тебя буду говорить».

А вот ужасных кукол-монстров, которых не поругал только ленивый, выбирали в основном взрослые школьницы и студентки вузов. Один седой гражданин в стильном костюме на моих глазах выбирал куклу-монстрика на юбилей своей даме сердца.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 086 (5703) от 18.05.2016.


Комментарии