Главная городская газета

Внешнеторговый детектив

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

«Слоеный НДС» или два процента с сюрпризом

Правительство России приняло решение увеличить налог с 18 до 20%. Чем же это обернется для потребителей? Читать полностью

Как рождаются «Лидер» и гиганты

Крыловский научный центр испытывает ледоколы будущего. За процессом наблюдал автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Строка в работу: в Петербурге появится гимн промышленности

В промышленной сфере Петербурга немало интересных новостей. В двух словах о насущном - в нашем материале. Читать полностью

Гостевым «скворечникам» быть

Компания, которая, предположительно, может быть связана с бывшим вице-губернатором, получит 8,7 га земли в Курортном районе за 71,6 млн руб. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области удовлетворил исковые требования ООО «Инвестиционно-строительное управление-19» (... Читать полностью

Неделя на биржах: доллар снова на коне

В минувший понедельник торги открылись с отметки 1150,5 пункта по РТС, а в пятницу завершились на уровне 1117 пунктов. Максимум периода (1157,8 пункта) пришелся на понедельник, минимум (1115 пунктов) - на пятницу. Читать полностью

Инвестклимат: Петербург поднялся на четвертое место

Северная столица вошла  в пятерку регионов с самым благоприятным для бизнеса климатом. Таковы результаты инвестиционного рейтинга Агентства стратегических инициатив (АСИ). Читать полностью
Внешнеторговый детектив | ФОТО ronstik/shutterstock.com

ФОТО ronstik/shutterstock.com

Один из главных вопросов, который интересует промышленное сообщество Петербурга, – есть ли польза от девальвации рубля для экспортеров высокотехнологичной продукции? Казалось бы, для них созданы идеальные условия работы: на отечественном рынке заграничных конкурентов все меньше, а товарной экспансии за рубеж способствует удешевление производства в России (если считать в долларах и евро, разумеется). Однако ответить на этот вроде бы простой вопрос сложнее, чем кажется на первый взгляд. Но мы попробуем.

Зигзаги экспорта

Сперва изучим матчасть, в нашем случае – внешнеторговую статистику по северной столице за несколько лет. По данным Петростата, в январе – сентябре 2015 г. (данных по всему году пока нет) вывоз из нашего города за рубеж машин и оборудования составил 1,1 млрд долларов – это на 4,9% больше, чем за первые 9 месяцев 2014-го. Казалось бы, тезис об исцеляющей роли удешевления рубля работает.

Но не все так просто. Если мы углубимся в экспортную историю, она приобретет детективные черты. В январе – сентябре 2014 г. петербургские машиностроители отправили за кордон высокотехнологичных изделий на 1 млрд долларов, что на 12,5% меньше, чем за тот же период 2013-го.

За первые 9 месяцев 2013-го экспорт машин и оборудования составил 1,2 млрд долларов, в годовом исчислении он увеличился на 19,3%. В январе – сентябре 2012-го наши предприятия отгрузили зарубежным партнерам высокотехнологичных товаров на сумму 1 млрд долларов – опять падение по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (на 17,3%).

Первые три квартала 2011-го показали превосходные результаты продаж петербургских машин и оборудования за границу. Объемы поставок тогда были на уровне 1,39 млрд долларов. Чуть большим – на отметке 1,44 млрд долларов – оценивался технологичный экспорт в 2010 году.

Эти экспортные зигзаги говорят о том, что динамика продаж высокотехнологичного оборудования петербургской сборки не объясняется каким-то единичным фактором. Одно можно сказать: то ли глобальный экономический кризис, то ли нарушение внешнеторговых связей повлияли на падение объемов продаж наших машин и оборудования за границу. За пять лет данная статья петербургского экспорта «похудела» на четверть. А начиная с 2012-го она барражирует на одном уровне. По крайней мере ясно, что удешевление рубля чудес нашим промышленникам пока не преподнесло.

Вуаль импорта

Зато импорт машин и оборудования за последние пять лет ощутимо снизился. За первые 9 месяцев 2015-го в годовом исчислении на 31%, 2014-го – на 14%, 2013-го – на 2%. Правда, ввоз высокотехнологичного оборудования в январе – сентябре 2012 г. вырос в годовом исчислении на 21,3%, а в 2011-м – и вовсе на 65%.

Трактовать эти данные однозначно нельзя. Быть может, отечественные машины и механизмы вытеснили с рынка заграничные, которые стали слишком дорогими. А возможно, повлияли западные санкции и торговое эмбарго России. Другое объяснение – уход с нашего рынка зарубежных инвесторов, которые ориентировались в своих проектах на западную технику. Получается еще одна детективная история, которую мы так и не расследовали.

Добавим к сюжету и такой поворот: сопоставим объемы технологичного экспорта Петербурга с импортом. В январе – сентябре 2015 г. мы продали за рубеж машин и оборудования на 1,1 трлн долларов, а купили за кордоном – на 6,9 млрд. Шестикратную разницу также не объяснить чем-то одним: возможно, часть этого западного оборудования просто шла транзитом через наш порт и здесь же была растаможена.

А может быть, мы технологически не в состоянии вот так сразу отказаться от импортных комплектующих в автопроме, строительстве судов и вагонов метро, да и вообще в строительстве. Лифты, эскалаторы в торговых центрах, грузовики, коммунальная техника, электроника и многое другое мы заимствуем у зарубежных партнеров.

Но вуаль импорта скрывает прогресс нашего импортозамещения: в январе – сентябре 2012 года Петербург принял из-за границы машин и оборудования на 11,9 млрд долларов. По сравнению с 2015-м – почти 40-процентное снижение закупок.

Гвоздь сюжета

В большинстве детективов главный антигерой появляется в финале. В нашем случае гвоздем сюжета станет поиск не «доктора Зло», а причин отставания петербургских машиностроителей-экспортеров от желаемого для городской экономики уровня продаж. И, соответственно, объемов занятости, закупок сырья, выплаты налогов... А то, что промышленники довольствуются достигнутым, мы доказали в цифрах.

Первая причина сложностей с высокотехнологичным экспортом – несоответствие нашей гражданской продукции техтребованиям развитых стран. Речь и о Западной Европе, и об Азии, и о Южной Америке. Теоретически петербургские заводы могли бы обеспечить трамваями и троллейбусами Старый Свет (причем по низким ценам). Однако в Евросоюзе есть требование, согласно которому подвижной состав общественного транспорта должен быть сделан из нержавейки. А с этим видом металла у нас в стране напряженка, да и стоимость вагончика из такого материала уже не будет столь привлекательной.

Вторая – отсутствие серийности. Большинство технических средств петербургские заводы выпускают либо штучно, под заказ, либо мелкими партиями. А это всегда приводит к удорожанию продукции. Побочный эффект мелкосерийности – невозможность доработать образцы до требуемого за границей качества.

Сегодня даже судостроение в мире поставлено на поток. Выигрывают китайские, японские и южнокорейские верфи, которые 300-метровые газовозы штампуют, как легковушки на конвейере. Такая технология, надеемся, скоро приживется и в Петербурге. По крайней мере модернизация Северной верфи – шаг именно в этом направлении.

Третья – разрыв цепочек промкооперации. Наибольший урон петербургскому судостроению нанес уход украинских поставщиков с их проверенными годами двигателями. Есть подобные примеры и в других отраслях, составляющих костяк высокотехнологичной промышленности.

Четвертая причина – дефицит инвестиций в модернизацию экспортно ориентированных мощностей. У многих заводов и фабрик сохранен костяк специалистов – конструкторов, техников, рабочих. Но там нет современного оборудования, которое, кстати, в Петербурге (да и в России в целом) почти не производится. Станки с ЧПУ все равно придется покупать за рубежом, теперь из-за девальвации они обойдутся дороже.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook