Виртуальное завтра торговли

Интернет-торговля перешла из разряда экзотики в полноценную и необходимую часть нашей жизни. Самый активный потребительский сегмент – те, кому от 25 до 35 лет. Их средний чек может достигать 5000 рублей. Для сравнения: среднестатистический покупатель тратит в Интернете 2500 рублей в месяц. «Удобно и быстро» для этих покупателей гораздо важнее, чем «дешево», поскольку они работают и у них мало свободного времени. Впрочем, активность аудитории не решает всех проблем отечественной интернет-торговли.

Виртуальное завтра торговли  | Когда-то универмаг «Фрунзенский» произвел революцию в советской торговле, ушедшей от буржуазных пассажей и рынков для бедноты. Современному покупателю и такие «дворцы потребления» уже не нужны.<br>ФОТО Василия ЛОГИНОВА/Из архива редакции

Когда-то универмаг «Фрунзенский» произвел революцию в советской торговле, ушедшей от буржуазных пассажей и рынков для бедноты. Современному покупателю и такие «дворцы потребления» уже не нужны.
ФОТО Василия ЛОГИНОВА/Из архива редакции

Сто граммов для Интернета

В этом году в связи со сложной макроэкономической ситуацией в нашей стране эксперты отмечают снижение объемов рынка интернет-торговли на 5%. К 2016-му ожидается его небольшое восстановление, а к 2017-му – значительный рост.

«Объем российского рынка интернет-торговли по итогам прошлого года превысил 683 млрд рублей и на протяжении 2010 – 2014 гг. рос в среднем на 40,2% в год, – констатирует Роман Носов, аналитик компании J,son&Partners Consulting. – Ожидается, что средний рост данного рынка в период 2014 – 2018 гг. составит 8,9%».

В последнее время крупнейшим сегментом рынка были бытовая техника и электроника, а также одежда и обувь. А вот продуктам питания российские интернет-операторы внимания уделяют мало.

«Развитие торговли продовольственными товарами в Интернете в России пока сдерживается ограничением на продажу алкоголя, – объясняет президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров. – Сейчас этот вопрос как раз обсуждается. Его положительное решение оптимистично повлияло бы на всю торговлю едой через Интернет и все сервисы ее доставки. Как бы то ни было, но сейчас алкоголь это единственное, что может принести хоть какую-то прибыль».

Посылки из-за рубежа

Главная проблема российской интернет-торговли – преобладание так называемого кросс-бордера (посылок из-за рубежа). Сотни тысяч таких посылок ежедневно приходят с различных зарубежных сайтов (в основном китайских) в Россию, в том числе и в Петербург.

«Законодательство в России таково, что любая посылка стоимостью до тысячи евро и весом до 31 кг при пересечении границы не облагается ни налогами, ни пошлиной, – подчеркивает Алексей Федоров. – Это ставит в совершенно неравноправные условия российские интернет-магазины, которые платят налоги и вкладываются в сервис».

В результате с каждым годом доля западных и восточных магазинов в интернет-пространстве растет, а отечественные «продажные» сайты постепенно закрываются. Это большой удар по нашему среднему и малому бизнесу, который не выдерживает конкуренции с американскими и китайскими коллегами. «Из 44 тысяч интернет-магазинов, которые сейчас работают в России, до конца 2016 года доживут где-то 30 тысяч, – прогнозирует Федоров. – Думаю, и Петербург, наша инновационная столица, от этого сильно пострадает».

Наши не платят вперед

Еще один немаловажный нюанс отечественной интернет-торговли – это нежелание российских покупателей делать предоплату и оплачивать покупки электронными картами. Несмотря на то что, по официальным данным АКИТ, за последние два года количество случаев мошенничества в «белой» интернет-торговле стремится к нулю, предоплата картами в данном сегменте осуществляется всего в 25% заказов.

«Если в большинстве стран клиент оплачивает товар до того, как его получит, в России предоплата как таковая практически исключена – слишком высок фактор недоверия, – отмечает экс-гендиректор российской интернет-компании OZON Маэль Гаве. – Основной процент оплаты – наличные при непосредственном получении товара. Соответственно, возникают проблемы идентификации покупателей. Более того, россияне не любят, когда курьер приходит к ним домой, им удобнее самим прийти в пункт выдачи».

Отсутствие культуры предоплаты в интернет-торговле рождает «потребительский шовинизм». Один потребитель заказывает товар одновременно в трех интернет-магазинах и оплачивает тот заказ, который приходит первым. Или не приходит за заказанным товаром, «забывая» о том, что его ждет посылка, или меняет решение – ведь он не вносил предоплату. В конечном итоге, когда один покупатель заказывает пять пылесосов и покупает один, остальные интернет-магазины вынуждены оплачивать доставку габаритного груза туда и обратно, что заставляет ритейлеров поднимать цены и на товар, и на доставку – отбивать затраты-то надо.

Но если все так прозрачно, откуда же тогда берутся неприятные истории об обманах в интернет-торговле? А дело в том, что ситуация на российском розничном рынке, в том числе и в интернет-торговле, провоцирует расцвет «серых» игроков. По сведениям АКИТ, количество интернет-магазинов с самодельными сайтами, у которых нет ни складов, ни магазинов, ни даже офиса, увеличивается в геометрической прогрессии.

Чтобы не стать жертвой «серых» интернет-обманщиков, АКИТ рекомендует делать покупки в более-менее известных и проверенных интернет-магазинах и помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Кстати, членство интернет-магазина в Ассоциации компаний интернет-торговли можно рассматривать как своеобразную гарантию адекватности ритейлера.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 209 (5582) от 09.11.2015.


Комментарии