Вещи вышли в Интернет
Чайник со встроенным будильником разбудит вас с утра и предложит вскипятить воду. По команде со смартфона включится кофеварка, а мультиварка приготовит блюдо к ужину. Вы не забудете выключить утюг перед уходом, а если сомневаетесь, всегда сможете взглянуть на экран своего телефона: если утюг все же работает, его можно выключить удаленно. Так начинается утро не какого-то героя фильмов из будущего, это реалии настоящего, знакомые и петербуржцам. Все это вещи, которые мы привыкли называть «умными», а точнее – воплощение концепции «Интернет вещей».
ФОТО Macrovector/shutterstock.com
Чайник
для «чайников»
Интернет вещей (в англоязычной версии – Internet of Things, или IoT) – это возможность наделить некую вещь каким-то функционалом, управляя таким процессом через Глобальную паутину. Подсчитано, что в современном мире в 2,5 раза больше устройств, чем людей. По прогнозу исследовательской компании Gartner IDC, к 2020 году количество устройств на планете возрастет до 2012 млрд, а оборот индустрии может приблизиться к 9 трлн долларов.
Правда, пока массового присутствия на рынке эти технологии еще не получили. Исключение составляют, пожалуй, компьютер или ноутбук – устройства, по призванию навсегда связанные с Интернетом. «Умные» чайники и весы по-прежнему редкость. Сейчас у пользователей становятся популярными «поумневшие» аксессуары – например, фитнес-браслеты, способные посчитать количество калорий в съеденном обеде и разбудить в правильную фазу сна. В продаже есть и бытовая техника, формирующая понятие «умный дом»: мультиварки, холодильники и пр.
Уже сегодня новые дома, которые строят в Петербурге, могут быть оснащены системой интеллектуального сбора данных с приборов учета (воды и электричества). В будущем нас ждут «умные» промышленные объекты и целые «умные» города.
Фантастика
на послезавтра
Очевидно, инвестиционный потенциал коммунально-интеллектуальной отрасли огромен. Но пока этому направлению не дают развиваться административные барьеры. «Например, проблемы сохранности конфиденциальных данных, отсутствие утвержденных протоколов безопасности, адресного спроса потребителей», – объяснил глава отдела продаж по России и СНГ сингапурской компании Ready for sky Николай Фролов. Он выступил на петербургской международной конференции «Технологии мобильной и беспроводной связи».
По прогнозам специалистов, инвестиции в «умные» дома и города к уже упомянутому 2020 году вырастут до 7,1 трлн долларов. Для сравнения: в 2013-м вложили 1,9 триллиона.
Если пару лет назад запуску в производство «умного» электрочайника предшествовали два года разработок, то сейчас на это уходит два месяца. Сейчас узкое место «умной» индустрии – наладить кооперацию с производителями бытовой техники, процессоров и пр. Придется переучивать и торговый персонал.
От мозга – к ЧИПу
Вещи поумнеют, но восстание машин нам в ближайшие лет сто не грозит: даже самый мощный компьютер не может превзойти человеческий мозг. Это подтверждают ученые нейролаборатории Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, основанной в 2013 году. Сюда приходят не только студенты, но и взрослые люди, занимающиеся разработками на грани техники и интеллекта.
В лаборатории придумали тренажер в виде устройства для розлива воды, работающего с помощью мозговых импульсов. Речь идет о так называемом нейрокране, управляемом силой мысли – в прямом смысле. Состоит эта конструкция из ободка, который надевается на голову человека. Он крепится к двум точкам: обычно к мочке уха и ко лбу. Таким образом снимается электроэнцефалограмма головного мозга, и сенсоры на «лапке» ободка считывают мозговую активность. Информация передается на внешние объекты по Bluetooth.
Это позволяет, например, повернуть кран на самоваре. Причем необязательно говорить про себя что-то вроде: «Сим-сим, откройся!». Достаточно просто сосредоточиться, подумать о чем-то, что требует умственного напряжения. Можно попробовать умножить в уме двузначные числа или серьезно подумать о каком-то важном вопросе. «Мы привыкли что-то делать с помощью физики мышц, а таким образом мы можем показать совершенно новый канал общения», – говорит руководитель лаборатории Виталий Зубченко.
На первый взгляд это кажется развлечением. Уже сегодня нередко такая технология используется во всевозможных квестах и играх. Но есть от нее и практическая польза. «Это все нейротренажеры, которые позволяют тренировать концентрацию внимания и релаксацию, – объясняет Зубченко. – Современный человек обладает так называемым клиповым мышлением: он хватает информацию из разных мест, забивает ею мозг и в итоге устает. А для решения любых задач необходима концентрация, и входить в это состояние нужно сознательно, так же как и выходить из него. Мозг запоминает эту деятельность и впоследствии может проводить такие операции самостоятельно».
Еще одна прикладная отрасль – нейромаркетинг. За этим страшным словом кроется не что иное, как изучение поведения потребителя: что он будет покупать, какие при этом испытывать эмоции и пр. На протяжении нескольких лет в европейских странах дважды в год собираются конференции по новой технологии. Посмотрим, как все это впишется в нашу повседневную жизнь.
КСТАТИ
Компания OpenDNS провела исследование с целью выяснить дальнейшие перспективы IoT. Ее специалисты проанализировали 70 млн интернет-запросов более 50 млн потребителей и корпоративных пользователей в 160 странах мира. Выяснилось, что чаще всего «умные» вещи использовались в организациях, связанных со сферами высшего образования, здравоохранения и предоставления услуг. При этом большинство IoT-устройств предназначены для применения в быту.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 {5480} от 17.06.2015.




Комментарии