Цифровые верфи и будущее судостроения в Петербурге
В петербургском Центре импортозамещения и локализации собрались представители профильных министерств и ведомств, руководители российских судостроительных и судоремонтных предприятий, специалисты проектно-конструкторских бюро и научных организаций, российские и зарубежные поставщики судового оборудования, чтобы обсудить проблемы отрасли.
Фото: Дмитрий Соколов
По словам председателя комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Максима Мейксина, судостроение - основополагающая отрасль для нашего города. До 80% всех судов, спускаемых на воду в России, проектируется в Северной столице.
«За последние годы наметился явный рост заказов на строительство новых кораблей и судов на отечественных верфях. Речь идет о спросе на рыбопромысловые и грузопассажирские суда, ледоколы, дноуглубительные плавсредства, а также суда технического флота и военные корабли, - выделил главное директор одного из департаментов «Объединенной судостроительной корпорации» Александр Наволоцкий. - Количество верфей в России, их техническое вооружение позволяют удовлетворить запросы заказчиков в части строительства корпуса судна. Однако технологическая база отечественного судового машиностроения не дает возможности поставить узлы и установки по конкурентным ценам, срокам и качеству».
Предприятия отрасли не в состоянии производить конкурентную продукцию судового машиностроения по сравнению с продукцией стран Азии и Европы. Как следствие - неисполнение сроков исполнения судостроительных контрактов.
«Отдельные типы судов, в частности - рыбопромысловые и пассажирские, полностью строятся по иностранным проектам», - резюмировал Наволоцкий.
Главная задача современных судостроителей, которая была озвучена на мероприятии, - модернизация мощностей с акцентом на цифровизацию. «Процесс создания цифровых верфей в нашем городе запущен уже на практике, - уточнил Максим Мейксин. - Особенно активно в этом направлении работает Средне-Невский судостроительный завод (СНСЗ). Модель, которая сегодня создается на этом предприятии, станет образцом для применения на других отечественных верфях».
Кроме СНСЗ в числе 20 системообразующих петербургских предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности к цифровым технологиям переходят такие судостроительные компании, как «Балтийский завод - Судостроение», Центральный научно-исследовательский институт судового машиностроения, «СПМБМ «Малахит».
Интересный материал по этой теме предоставил проректор по научной работе Санкт-Петербургского морского технического университета Дмитрий Никущенко. Он рассказал о проекте создания цифровой верфи на базе Онежского судостроительно-судоремонтного завода.
Участники российско-финского семинара по локализации производства судового комплектующего оборудования договорились об обмене уникальными технологиями. Многие поставщики из Суоми уже открыли свои предприятия в СЗФО. Более того: именно финские технологии все чаще используются в отечественном судостроении (например - крупноблочный способ сборки корпусов).
Подробнее о мировых тенденциях в судостроении «СПб ведомости» рассказывали в другом материале.
Материал был опубликован в газете под № 090 (6199) от 23.05.2018 под заголовком «Верфям добавили советов».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 090 (6199) от 23.05.2018.
Комментарии