Вас много а я одна
Десять лет назад американский бизнесмен Док Сирлз сформулировал принципы так называемой экономики намерений. Образно говоря: вам нужен синий самовар, но вы не ходите по магазинам, прицениваясь, - а продавцы слетаются к вам и предлагают синие самовары, заодно сбивая цену. Тогда в России это «не прокатило»: покупки в Интернете (где еще соберешь всех продавцов разом?) были развиты слабо.
Но сейчас их уже совершает почти каждый пользователь Рунета. Одна из новорожденных российских компаний-стартапов решила проверить, сработает ли на этот раз - и запустила бесплатный сервис покупок и продаж, но с ноу-хау.
Каково быть первопроходцем, мы выясняли у Дениса КОЛПАКОВА, директора отдела разработки.
Иллюстрация Alberto Masnovo/shutterstock.com
- Денис, как появилась идея?
- Спонтанно. У одного из учредителей возник вопрос: как связывать людей, если один хочет что-то купить, а другие - продать. Обычно вам нужно обзвонить/посетить несколько мест, сравнить различные варианты, цены и т. д. Реальный пример - покупка автомобиля: нужно поездить по салонам, посмотреть различные комплектации и т. д. Или турпутевки: иногда покупатель хочет отправиться «не знаю куда - ну где сейчас тепло», ходит по агентствам, в одном ему говорят одно, в другом другое, это все трата времени...
Мы от этого и отталкивались: избавить человека от штудирования большого количества источников - наоборот, собрать все источники в одном информационном пространстве, чтобы покупатель мог пообщаться с продавцами и выбрать то, что ему подходит. При этом продавцы будут конкурировать друг с другом.
- Почему до этого раньше никто не додумался?
- Сама идея покупок в чатах существует, активно ею пользуется Азия - в частности, Китай, где есть приложение WeChat. Но это общение «один покупатель - один продавец». Ноу-хау нашего сервиса в том, что чат - «коллективный». В мобильном приложении пользователь создает запрос, что он хочет купить, и появляется чат, в котором «собираются» он и несколько продавцов, которые видят запрос как заявку.
- Продавцы видят предложения друг друга?
- Да. Это и создает рынок открытой конкуренции.
- А где гарантия, что среди продавцов нет недобросовестного?
- Вы не обязаны сразу покупать. Сервис заточен на то, чтобы вы могли пообщаться, найти лучший вариант, а потом уже договариваться напрямую.
Наша задача - упростить выбор, но не процесс покупки. Вообще предусмотрена система рейтингов, отзывов от покупателей, ну и поведение продавцов в чате тоже дает какое-то представление: это живое общение, пусть и не контактное.
Когда меня пригласили на проект как технического специалиста, мы исследовали рынок - может, кто-то что-то подобное уже делал? Оказалось, идея уникальна, хотя вписывается в экономику намерений.
- Вы своими словами объясните, что это такое.
- Принято, что реклама - двигатель торговли, и инициатива исходит от продавца, который рекламирует свой товар. В экономике намерений инициатива приобретения товара исходит от покупателя. Покупатель может захотеть даже что-то такое, чего еще и нет.
Экономика намерений сейчас реализована в некоторых службах заказа такси, где вы создаете запрос, или в сервисах для перевозки грузов, вызова мастера на дом. Но там в основе - индивидуальное общение, неявная конкуренция: заявку подаешь - и неизвестно, откликнутся ли на нее и как скоро. У нас подразумевается высокая контактность и общение: подал заявку - и уже через несколько минут должны подключаться продавцы.
- Стартап появился недавно - как продвигаетесь?
- Непросто. От покупателей заявок - море, а вот продавцам тяжелее. Вероятно, такова парадигма отечественного рынка: продавцы боятся открытой конкуренции. И если смотреть на рынок IT, большие компании берутся, как правило, за что-то проверенное. А у нас - новая реализация не очень новой идеи.
Так что проблемы есть, но они не технические, а связанные с менталитетом. Однако есть продавцы, которые не боятся конкуренции. Уже есть продажи, притом что мы пока только стартап.
- Как дальше развиваться будете?
- Сейчас смотрим, как отреагирует российский рынок, но есть планы продвигаться за рубежом. В той же Азии. Во-первых, там люди более заинтересованы в технологических новшествах; во-вторых, готовы к такого рода общению «покупатель - продавец». Еще во времена Римской империи сарматы шли из Средней Азии в Европу и в городах устраивали торговые площадки-базары. Достаточно пройтись по восточному рынку и увидеть, как продавцы общаются, торгуются, уступают в цене...
- А Западу это вообще не интересно?
- С Западом вопрос. Мы общались с инвесторами, в том числе западными. Но мы сейчас не занимаемся монетизацией: сервис бесплатный и для покупателей и для продавцов. Для продавцов, наверное, будет выстроена какая-то схема монетизации, но для покупателей все бесплатным и останется. А западных инвесторов интересует монетизация.
Идея-то им очень нравится, хотя они сами не предполагают, как она могла бы развиваться на их рынке. Да никто этого не знает - это инновационный сервис. Посмотрим.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (5800) от 03.10.2016.
Комментарии