В наследство от «Ё-мобиля»

Реконструируя «серый промышленный пояс», Петербург одновременно формирует новый, современный, состоящий из технопарков. Но сделать это сложно: зоны промышленного развития требуют качественной инженерной инфраструктуры, дорог и энергомощностей.

В наследство от «Ё-мобиля» | ФОТО ImageFlow/shutterstock.com

ФОТО ImageFlow/shutterstock.com

Индустриальный парк «Марьино» в Ленобласти получил имя по соседней деревушке, названной в честь дочери Николая I Марии Николаевны. Он создавался с 2012 года у развязки Ропшинского шоссе с Кольцевой дорогой. Именно здесь планировалось собирать гибридные легковушки, оснащенные электродвигателем. Запуск в промышленное производство планировался на 2015 год. Прогресс не стоит на месте: машины будущего действительно появились. Правда, называются они «Тесла», а не «Ё-мобиль» и собираются не в Марьине, а в Калифорнии.

Как рассказал директор по инвестициям управляющей компании «ВТБ девелопмент» Александр Паршуков, завод в «Марьине» полностью построен и по-прежнему принадлежит структуре холдинга «Онэксим». Правда, сейчас он простаивает. Собственник свои планы по его использованию не разглашает.

«Марьинцы» не опускают руки: в этом году здесь запустилось первое предприятие. Им стал финский завод «Текнос», который специализируется на производстве антикоррозийных красок и покрытий. Готовится к запуску второй завод, «Дипо», который начнет выпускать пластиковые топливные баки.

Учитывая спад потребительского спроса, «Марьино» изменило свою концепцию. Индустриальный парк стал резидентом Центра импортозамещения и локализации, партнером компании «Технопарк Санкт-Петербурга», главным проектом которой был технопарк «Ингрия» (по историческому названию местности на территории нынешней Ленинградской области).

«Ингрию» поселили относительно близко к центру – у станции метро «Улица Дыбенко». Судя по плану застройки, проект действительно должен напомнить парк: сохраняется много деревьев в северо-восточной части комплекса. Здания же выстраиваются в своеобразный ансамбль вокруг круглых площадей.

Но технопарк до сих пор за забором. Строится он едва ли не дольше, чем стадион на Крестовском острове. Проект стартовал еще в середине 2000-х. Активное строительство «Ингрии», по воспоминаниям очевидцев, началось в 2012 году, и тогда же остановилось. Подготовку инженерной инфраструктуры собирались закончить в 2015-м, но, вероятно, этого не случится. Сейчас здесь прокладывают дороги, строят два моста – через реку Оккервиль и через безымянный ручей.

Недавно Смольный скорректировал проект планировки территории в интересах жителей соседних домов (они были построены здесь в 1990-е годы) и владельцев гаражей. Боксы собирались снести, теперь же от этих планов отказались. Нового жилья здесь появиться не должно.

В самом «Технопарке Санкт-Петербурга» поясняют, что, несмотря на отсутствие собственной инфраструктуры, учреждение функционирует как некий интеллектуальный центр и таким образом содействует развитию инновационного бизнеса. Уточнить сроки строительства городка «на Дыбенко» в компании не смогли. Ранее планировалось запустить «Ингрию» в 2016 – 2017 годах.

В реестре петербургского комитета по промышленной политике и инновациям значатся 34 территории, предназначенные для развития промышленности. Все они расположены на окраинах Петербурга. Так называемый серый пояс (то есть скопления старых предприятий вокруг центра) сюда не входит. Больше всего новых промзон расположено на юге города, но есть и северные.

Среди них и промышленная зона «Северо-Западная», расположившаяся возле станции метро «Старая Деревня». Эта территория, хоть и отведена формально под индустриальные цели, оказалась гораздо привлекательнее для развития коммерции и, видимо, жилья. Здесь растут большие мебельные магазины и бизнес-центры. Правда, компания «Безопасный секс» планировала разместить здесь большое производство презервативов, но что-то не сложилось.

Впрочем, есть тут и свой «гвоздь». На Мебельной улице возведена реплика Воронцовского дворца, оригинальные чертежи которого готовил сам архитектор Растрелли. Дворец (по документам – технопарк) стоит один среди поля, вокруг которого – законсервированный мусорный полигон, гаражи, ЗСД и железная дорога. Недавно наш корреспондент пообщался с источником в компании, которая разрабатывала проект для здания-реплики.

По словам нашего собеседника, «внутри выглядит помпезно – по крайней мере холл первого этажа». Среди мраморных колонн – фонтан. Мрамором выложен и пол. Рядом с дворцом должна расположиться вертолетная площадка. Неизвестно, правда, над чем работают в этом «технопарке», связанном с компанией «Арсенал-недвижимость».

Руководитель отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Игорь Кокорев считает наиболее интересными для развития промышленности территории особой экономической зоны – «Нойдорф» (по названию района Стрельны, переводится с немецкого как Новая Деревня) и «Новоорловская» (расположена возле капустных полей у пересечения Дороги на Каменку и Парашютной улицы). По его мнению, другие интересные примеры развития индустриальных зон – предприятия автомобильного кластера в северной и южной частях города.

«Для столь крупного города, как Петербург с его великим индустриальным прошлым и многообещающим логистическим потенциалом, важно развитие промышленного сегмента», – резюмировал эксперт.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 241 (5612) от 23.12.2015.


Комментарии