Главная городская газета

Игра на повышение. Город Кудрово как часть агломерации

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Экономика

Поваров подогнали под пюпитры

В Петербурге разработали новую схему порядка размещения стоек с меню для общепита. Это позволит гостям ознакомиться со списком блюд и ценами на них. Что теперь делать рестораторам? Читать полностью

Петербург и Ленобласть погнались за Big Data

Город и область спешат получить дивиденды от развития информационной сферы. Что они могут предложить друг другу на инновационном поле? Читать полностью

Минтруд предложил увеличить прожиточный минимум

Соответствующий проект был подготовлен политиками. Он связан с увеличением стоимости продуктов питания на 3,8%. Читать полностью

Псков зовет резидентов в «Моглино»

Особые экономические зоны стали драйверами развития многих регионов СЗФО. Поговорим о работе ОЭЗ «Моглино» в Псковской области, где готовы снизить налоги для предприятий-резидентов. Читать полностью

Российские покупатели «раскрыли кошельки»

Впервые за долгое время на непродовольственном рынке наметилось восстановление - потребители наконец-то раскошелились. Каковы основные причины перемен? Читать полностью

В России возрастут цены на рыбу

Дополнительные расходы рыбодобывающей отрасли могут достичь 12 миллиардов рублей в год. Как это скажется на ценовой политике рынка? Читать полностью
Реклама
Игра на повышение. Город Кудрово как часть агломерации | Фото: Daniel_Nebreda/Pixabay

Фото: Daniel_Nebreda/Pixabay

На наших глазах произойдет событие, которого горожане и жители областных пригородов ждали много лет: Кудрово вот-вот снимет с себя «деревенский фартук» и наденет городскую «ливрею».

А петербургская агломерация из категории условной начнет превращаться в реальный механизм совместного развития города и его окрестностей. Впрочем, никаких чудес ждать не стоит: город Кудрово не станет получать из областной или федеральной казны больше денег, а инвесторы не встанут в очередь за обеспеченными инфраструктурой промплощадками.

Лишнее слово на А

Термин «агломерация» вошел в русский язык очередным непонятным заимствованием. Были же город и деревня, пригород и область и т. д. В советские времена для простого обывателя город от пригорода отличался высотой жилых домов и набором социально-транспортных благ. В Ленинграде были метро, троллейбусы и трамваи, а в окрестностях - только автобусы. Рабочие места тем не менее активнее создавались в мегаполисе, нежели в пригородах.

Справедливости ради стоит отметить, что в послевоенное время партийное руководство города и области (оно было единым) понимало необходимость более-менее равномерного распределения производительных сил, в том числе рабочих рук. Так, патриархальный город Тихвин стал сначала центром тракторостроения, а в наши дни переквалифицировался на выпуск грузовых железнодорожных вагонов. В начале XXI века там же разместились лесозаводы, мебельные фабрики и склады.

Тихвин в советские времена, конечно, не рассматривался как город - спутник Ленинграда (слишком далеко), да и задачи такой не ставилось. Крупные райцентры - Тихвин, Тосно, Волхов, Гатчина или Луга - воспринимались как самодостаточные поселения, где хорошо и жить, и работать. А в Ленинград можно было съездить на выходные, посетить Эрмитаж и увлечься нехитрым в те времена шопингом.

В постсоветские годы невидимая «рука рынка» что-то где-то подкрутила, и спрос на кадры вырос именно в мегаполисе. Где в свою очередь были и места получше (на любой профессиональный вкус), и зарплаты повыше. И если раньше шутили про «колбасные электрички», возившие по выходным жителей агломерации в город, то теперь уже безо всяких шуток петербуржцы провожают взглядом автобусы «шестисотых» маршрутов, привозящих обитателей дальних предместий Северной столицы к станциям метро «Проспект Ветеранов» и т. п.

Российская агломерация, таким образом, стала детищем стихийного рынка. Ее главная особенность - свобода жилищного строительства, финансируемого покупателями квартир, и отсутствие полноценного участия регионов в развитии инфраструктуры.

Градус урбанизации

Чтобы понять истинный смысл такого явления, как агломерация, придется-таки обратиться к европейскому опыту. В послевоенные времена в ФРГ, Франции, Великобритании и Италии стал нарастать «градус урбанизации». Работы на селе и в небольших городах было мало, их жители устремились в промышленные центры - Рурскую область, столичный регион Иль-Де-Франс, Турин, Милан и Неаполь. В некоторых новообразованиях даже не было города-центра. Так, Рурская область, где в наши дни живут более 20 млн человек, гармонично сложилась из Дюссельдорфа, Кельна, Дуйсбурга, Эссена и еще десятка других, как бы мы сказали, райцентров.

Здесь самое время ввести в оборот другой термин, используемый урбанистами, - «конурбация». Это когда в скоплении городов нет ярко выраженного центра. Однако таких сообществ муниципалитетов немного, а в России предпосылок формирования полицентричных конурбаций пока не просматривается.

Где-то в 1960-х в крупнейших агломерациях Старого Света - лондонской, парижской, рурской - обострился транспортный вопрос. Тогда городам - спутникам мегаполисов пришлось раскошелиться. Каждый внес свой денежный вклад в строительство метро и наземных транспортных систем. По-нашему - электричек, «по-ихнему» - S-Bahn, RER и пр. Чтобы запустить регулярное (примерно раз в каждые 15 минут) движение электропоездов через Париж, потребовалось не только профинансировать возведение подземных участков, но и договориться с более чем 20 муниципалитетами, не входящими в столицу, о выделении ими земельных участков для новых скоростных трасс. А потом ввести налог на владельцев предприятий, расположенных вдоль новых трасс RER, которые получили от данной стройки немалые бонусы.

Таким образом, агломерация - это копилка для ресурсов, расходовать которые нужно с единственной целью. А именно - развивать транспортную (в первую очередь) и социальную инфраструктуру.

Держи карман шире

Наша петербургская агломерация не укладывается ни в одну из описанных схем. Денег на развитие инфраструктуры нет ни у областных, ни у городских муниципалитетов (привлекать их к развитию агломерации было бы в высшей степени наивно). Хозяев агломерации у нас двое: Петербург и Ленинградская область. Оба - субъекты Федерации, обладатели относительно внушительных бюджетов. Однако почему-то без участия федерального центра им не удается решить ни одного мало-мальски сложного вопроса.

Вот перечень скромных чаяний среднестатистического жителя агломерации.

Первое: строительство станции метро «Кудрово» в областной Уткиной Заводи. Теоретически на прокладку тоннелей и обустройство этой станции метро деньги может выделить город, а область - дать землю. Но это в том случае, когда мегаполис решит вопросы с ранее обозначенными в проектах станциями, которых уже по 30 - 40 лет ждут жители Ржевки и Пороховых, а также юго-запада Петербурга. Надежда на открытие станции «Кудрово» в границах агломерации, увы, невелика.

Второе: водопровод и канализация. Сейчас почти заморожено строительство жилых пятиэтажек в Рощине - крупнейшем поселке Выборгского муниципального района, почти на границе с Петербургом. Причина строительного тайм-аута - дефицит мощностей насосных и очистных станций. По ту сторону границы - на территории мегаполиса - к Рощино примыкает поселок Решетниково, где также предполагалось разбить парки малоэтажных домов. Профинансировать возведение очистных и насосных станций город и область могли бы в складчину. Но что-то пошло не так, и курортная местность оказалась в зоне риска. Не так давно (об этом активно писали СМИ) одна из артезианских скважин поселка Рощино была заражена кишечной палочкой.

Третье: пограничные тяготы. Так сложилось, что граница между городом и областью у нас проходит буквально по улицам. Наглядные примеры - Колпино и Поселок им. Тельмана, Горелово и Новогорелово. Властители агломерации - Петербург и Ленобласть - до сих пор не могут разобраться, в чьем подчинении общественный транспорт, идущий с окраин к станциям метро. А дороги, опоясывающие микрорайоны, плохо стыкуются друг с другом. Одни находятся в городском, другие - в областном ведении.

Четвертое: повышение статуса населенных пунктов. Это касается, безусловно, Ленинградской области, где немало деревень давным-давно выросли в города и где могут появиться свои небоскребы. С Кудрова начался наш рассказ, но ведь есть еще Мурино, Бугры и ряд других претендентов на городской статус. Вряд ли 47-й регион выиграет, если этот процесс затормозится.

Для решения подобных вопросов и возникло такое пока непонятное для нас явление - агломерация.

Материал был опубликован в газете под № 087 (6196) от 18.05.2018 под заголовком «Утром - деревня, вечером - город».

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook