Уроки Сергея Пантелеевича

В череде печальных событий последних дней малозамеченным остался уход из жизни человека, чье имя было на устах россиян каких-нибудь семь лет назад. Сергей Мавроди был не просто автором первой масштабной финансовой пирамиды в современной России. Меняя антураж своих «проектов», транслируя этот опыт даже в страны Африки, он стал, по сути, учителем практической экономики для миллионов наших соотечественников, и не только. Однако сегодня речь не о роли отдельной личности в истории, а о той стране и том времени, в которых только и был возможен расцвет бизнес-моделей Сергея Пантелеевича.

Уроки Сергея Пантелеевича |  ФОТО Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС

ФОТО Валерия ШАРИФУЛИНА/ТАСС

Секрет «прокрутки»

Фундамент финансовой пирамиды на «три веселые буквы» был заложен задолго до ее официального рождения. Точнее - сложились условия, при которых подобная структура, как это принято говорить, была востребована на рынке. Если еще точнее - у массового клиента появились мотивы вступать в разного рода «концессии», обещавшие быстрый заработок на «прокрутке» денег. Именно этот термин стал едва ли не самым популярным в лексиконе домохозяек и младших научных сотрудников бесчисленных советских НИИ, коим под занавес перестройки зачастую даже не платили зарплаты.

Этот, как бы сказали сегодня, «офисный планктон» разделился на два сообщества. Активные представители первого в конце 1980-х влились в кооперативное движение или, на худой конец, стали возить китайские пальто из свиной кожи и шубы из Турции. В начале 1990-х наиболее продвинутые представители «кооперативной» волны уже скупали акции предприятий на биржах, которых к тому времени развелось как мух. Не случайно одним из самых знаковых мест в Петербурге тех лет было серое здание у Московских ворот, в котором размещалась городская фондовая биржа.

Но предметом изучения в данном материале станут иные лица - представители второго сообщества, не проявившие по разным причинам рыночной прыти, не открывшие ларьков, а скромно дожидавшиеся манны небесной за просмотром телешоу Кашпировского и компании.

Именно этот «диванный планктон» и стал питательной почвой для расцвета сразу нескольких финансовых пирамид в России.

Шустрые рекрутеры «МММ», «Русского Дома Селенга», «Хопера» и прочих, прочих (да-да, Мавроди был далеко не единственным) быстро объяснили домохозяйкам и фабричным служащим, что зарплата - это не единственный источник существования. Более того: можно вообще не жить на зарплату, даже если ты не директор валютного супермаркета (были и такие). Главное - вовремя прокрутить деньги.

Особо недоверчивым на схемах и графиках разъяснили, что, если вложить пенсию в гигантскую центрифугу «прокруток», ваши денежки много раз помогут людям и вернутся к вам в еще большем объеме. Менеджеры одной из пирамид доказывали, что «прибавочный продукт» создается одним лишь перемещением денежной массы из региона в регион. Мол, где-то денег мало, их могут «докупить», а где-то много - оттуда можно и взять. И люди верили, ибо наличность в ту пору была категорией почти священной. Ее позарез не хватало всем.

И вот тут-то агитаторский дар Сергея Пантелеевича достиг апогея. Его структуры не просто привлекали капиталы за «билетики». На всю страну с телеэкранов прозвучало, что граждане, «прокручивающие» наличность, не халявщики, а партнеры! Сомнения последних из недоверчивых исчезли, и мы получили то, что должны были получить.

«Начальная школа» российского «прокрутинга» завершилась крахом пирамиды Мавроди. До 15 млн граждан считали себя пострадавшими, хотя в суде потерпевшими были признаны лишь 10,5 тыс. человек. Ущерб оценили в несколько миллиардов рублей. Автор «МММ» в 2003-м был осужден за мошенничество в крупных масштабах.

Нескромные запросы

Но история пирамидостроительства в России на этом не завершилась, потому что никуда не делся общественный запрос на такого рода явления. Как это ни странно, но в 2011 году обманутые когда-то граждане своим кошельком проголосовали за инкарнацию «трех веселых букв». Мавроди преподнес финансовый ренессанс как механизм для оплаты долгов за дела старые.

Получается, что уже в нынешней России, ставшей намного богаче той, где завлабы ведущих НИИ торговали вдоль магистралей видеокассетами и борсетками, людям вновь потребовался урок Сергея Пантелеевича.

Сегодняшний «избиратель» Мавроди - модно одетый молодой человек, который, скорее всего, не с первого раза поймет, о ком, собственно, идет речь в статье. Для него «МММ» - история, как кассетный магнитофон «Электроника-302». Но так выходит, что и этот модно одетый парень, не осознавая того, затянут самим собой в гигантскую центрифугу «прокруток», из которой не каждый выберется.

Если конкретнее - современный облик пирамиды это не Голубков из телевизора «Радуга», а закредитованный пассажир петербургского метро, играющий в «стрелялки» на дорогом смартфоне. Аппарат куплен не на личные деньги, а в кредит, хотя предыдущий заем еще не погашен. Но система консьюмеризма уже втянула нашего метросексуала в свою центрифугу, и он, алчный до покупок за чужой счет, вот-вот окажется банкротом. Вот вам и второй урок Мавроди.

Можно найти и другие уроки. Например, долевое строительство многие годы напоминало пирамиду. И уже не лени голубковы из советского прошлого, а вполне финансово подкованные сограждане теряют миллионы, потому что застройщик исчез в никуда. Обманутых дольщиков можно пожалеть: они не хотели жить за чужой счет в своей квартире, хотя и могли предвидеть нечистоплотность отдельных застройщиков. Впрочем, это тема для отдельного повествования.

Наконец, последний урок герой нашего рассказа преподнес государству, которое долгое время вообще не обращало внимание на всякого рода пирамиды, нелегальные микрофинансовые организации и кредитные кооперативы, привлекавшие деньги населения. После краха такого рода структур проблемы расхлебывать пришлось чиновникам.

Впрочем, науку они освоили: началась повальная чистка банковской системы и сегмента микрофинансирования, в скором времени должно уйти в прошлое долевое строительство, которое заменят проектным финансированием банков. Наконец правительство задумалось о том, как заинтересовать мелких потенциальных инвесторов (например, пенсионеров) направить сбережения в полезное для государства и граждан русло, чтобы деньги работали на экономическое развитие страны. Так появились «народные» облигации федерального займа (ОФЗ). Эти начинания выглядят пробой пера, но вектор, что называется, задан верно.

#уроки Мавроди #инвестирование #финансовые пирамиды

Комментарии