Укрощение праздничных цен

По данным исследовательской компании Mix Research, 84% российских потребителей уверены, что цены в магазинах будут расти дальше. В свою очередь эксперты рынка считают, что ситуация некритичная. Как же обстоит дело в Петербурге?

Укрощение праздничных цен | Новый год – прекрасный повод не только порадовать детей нарядной елкой, но и слегка «подкрутить» стоимость товаров. Главное, чтобы розница не забыла «открутить» ценники назад. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Новый год – прекрасный повод не только порадовать детей нарядной елкой, но и слегка «подкрутить» стоимость товаров. Главное, чтобы розница не забыла «открутить» ценники назад. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Новогодние наборы

«Негативных прогнозов увеличения цен у нас нет, – успокаивает петербуржцев председатель городского комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Эльгиз Качаев. – По крайней мере надеемся, что резких скачков до Нового года не будет. Безусловно, некоторые недобросовестные предприниматели попытаются традиционно разогнать цены, которые после праздников снова вернутся к среднерыночной норме. Но, учитывая предел покупательской способности, завышение цен сегодня это сознательное обречение себя на то, что потребитель просто откажется от покупок».

При этом Качаев все-таки рекомендует заранее закупить необходимые продукты для праздничного стола и особенно спиртное. Представители торговых сетей также заверили, что делают все возможное и невозможное, чтобы не повышать цены на своих полках.

«Несмотря на то что жесткая конкуренция между ритейлерами вынуждает нас к активным действиям в данном направлении, в 2015 году инфляция на полках торговых сетей была ниже, чем по стране в целом, – подчеркивает заместитель директора по связям с общественностью Северо-Западного филиала X5 Retail Group Ольга Волкова. – Торговые сети не заинтересованы в повышении цен, поскольку это влечет снижение покупательской способности и активности».

Однако, по данным экспертов, индекс потребительских цен в Петербурге выше, чем в среднем по России. «Сказывается сильная зависимость петербургского рынка от импортной продукции, – объясняет генеральный директор компании INFOLine Иван Федяков. – Близость портов помогала товарам внешнего производства конкурировать с местными. В результате импорт выдавливал отечественную продукцию не только с полок, но и из производственного сектора. Сегодня из-за девальвации рубля цены (особенно на импортные товары) резко поднялись. Соответственно, и стоимость товаров на полках магазинов выросла больше, чем в среднем по стране».


Капризы логистики

Объективных причин для «заморозки» цен на продукты и ширпотреб пока нет. По словам директора по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрия Вострикова, в организацию уже начала поступать информация от компаний с данными о подорожании транспортных услуг от 10% до 25%, а также о сигналах из некоторых регионов о взимании штрафов. Многие дальнобойщики отказываются везти или забирать товар из Москвы, где находятся главные распределительные центры страны. Ассоциация совместно с представителями ритейла написала в правительство письмо с просьбой в этом году вообще не брать плату за проезд по федеральным трассам, тем более штрафы, но ответа пока не получила.

«Когда начнут массово взимать штрафы, ситуация усугубится, – предупреждает Востриков. – Количество рейсов автотранспорта значительно уменьшится, а цены на товары подпрыгнут». Торговые сети массовых проблем с поставками по причине данных нововведений пока не почувствовали. Но и они понимают, что взимание платы за проезд большегрузов – мина замедленного действия.

«Мы уже начали получать от многих крупных производителей информационные письма с просьбой не брать с них штрафы за задержку поставок из-за возможной транспортной проблемы», – подтверждает директор управления СТМ ГК «Дикси» Елена Савченко.

«В данной ситуации риск связан не с конкретным рублем за километр, а с тем, что система на текущий момент несовершенна и не готова к работе в полной мере, при этом штрафы на юридические лица очень большие, – комментирует ситуацию генеральный директор информационного агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. – Если говорить о Петербурге, то в ноябре, декабре и январе вряд ли что-то существенное произойдет. В нашем регионе пока нет рамок, которые отмечают проезд (такие установлены только в Московской области). Официальных штрафов пока тоже не берут. Кроме того, благодаря порту у нас не так много товаров, которые едут к нам напрямую из Москвы».


Выгода торговых войн

Пока эксперты спорят о том, вырастут ли цены к Новому году, горожане уже поменяли свои потребительские пристрастия. Люди стали покупать только необходимое, а процент импульсных покупок стремится к нулю. Основные линии поведения современных потребителей это стратегии «избегания» (отказ от покупки определенных товаров), «сокращения» (выбор товаров по жесткому списку) и «замещения» (вынужденная смена привычного магазина на торговую точку более низкого ценового сегмента). При этом аналитики считают, что наши покупатели пока еще недостаточно рациональны.

«В отличие от европейцев и американцев российские потребители ведут себя очень непоследовательно, – подчеркивает Бурмистров. – Они беспокоятся о качестве, но при этом не читают информацию на упаковке товара. Сегодня по-прежнему очень многие люди покупают непонятно что по неимоверной цене в первом попавшемся магазине, а потом жалуются, что у них не осталось денег. И это притом что в условиях жесткой ценовой конкуренции в борьбе за потребителя производители и ритейлеры проводят массу мероприятий, чтобы привлечь покупателей в свои магазины».

Действительно, сегодня значительно увеличилось количество промоакций и распродаж. Информация об этих мероприятиях выкладывается на сайтах торговых сетей. Более того, сегодня стали появляться объединенные интернет-ресурсы, которые в онлайн-режиме транслируют, где и какие акции проводятся. С другой стороны, можно ли верить промоакции, на которой фарш из говядины стоит дешевле мяса? Как это ни странно, но эксперты рынка все-таки рекомендуют в подобных мероприятиях не искать подвоха. Сегодня в большинстве случаев распродажи и скидки на товар не означают, что он некачественный.

«Таким образом поставщики привлекают покупателей к своей продукции, – объясняет Михаил Бурмистров. – Для многих поставщиков сетевой канал – это не место, где они зарабатывают. Торговая сеть для них это прежде всего известность за счет большого трафика. Потребитель покупает продукт в сетях, привыкает к нему и потом приобретает его и в других магазинах».

В этом плане Петербург самый благоприятный город, потому что у нас уровень концентрации торговых сетей очень высокий. А потому, находясь в эпицентре ценовой войны за покупателей между ритейлерами, стоит извлечь свою выгоду, выработав рациональную тактику покупок.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (5595) от 30.11.2015.


Комментарии