Укрощение наценки

Российские покупатели обращают внимание на то, что отечественный сетевой ритейл устанавливает наценку на продукты куда большую, нежели принято в европейской рознице. Заметили это и чиновники, инициировавшие законопроект о снижении бонусов торговых сетей. Пока этот документ не принят, а в очередной раз отправлен на доработку, потребителям приходится самим искать, что подешевле, и надеяться на совесть владельцев магазинов и торговых баз.

Укрощение наценки | ФОТО Zorabs/shutterstock.com

ФОТО Zorabs/shutterstock.com

Сама по себе наценка изначально злом не является. И в советские времена, и до них магазины за счет наценки покрывали расходы на свое содержание, зарплату продавцам и товароведам, оплату электроэнергии, аренду помещений и пр. Однако в наши дни сетевая торговля, что называется, вышла за грани дозволенного и хочет за счет наценки не только покрывать издержки бизнеса, но и получать солидную прибыль.

Поставщики платят сетям за каждый вздох. Попадание в сети, выгодное расположение товара на полке, внутренний маркетинг, проценты с объема продаж, штрафы – такие затраты могут потянуть далеко не все. Для многих производителей «прописка» в сетях выгодна не с финансовой точки зрения, а исключительно с имиджевой. Ведь, если товар попадет в сети, ему гарантированы известность и узнаваемость в среде потребителей, в том числе и в других магазинных форматах, а соответственно, и спрос.

Несколько лет назад государство решило ограничить агрессивную практику сетей законодательно. С 2010 года ритейлерам было запрещено взимать с поставщиков любые бонусы, кроме так называемого ретробонуса, подразумевающего вознаграждения ритейлерам от поставщиков в зависимости от объема оборота. Размер этого ретробонуса был ограничен 10% (до принятия закона этот показатель мог составлять любую сумму).

По мнению большинства поставщиков, установленные ограничения на практике ничего не изменили, а ритейлеры нашли множество способов обойти введенные правила. Так появились маркетинговые договоры на продвижение товара внутри магазина, взимание НДС с ретробонуса и заключение договоров поставки через структуры, не попадающие под действие закона о розничной торговле. А запрещенные бонусы иногда банально переименовывались в вознаграждение. В результате крайним во всех этих торговых метаморфозах оказывался потребитель.

Для наглядности рассмотрим простую схему. Поставщик продает магазину товар за 100 рублей. Ритейлер делает на него наценку 20% и реализует за 120 рублей. Прибыль 20 рублей честно отражается во всех отчетных документах. Но в реальности расчеты на этом не прекращаются. Из цены поставки 100 рублей поставщик платит сети традиционный ретробонус – еще 10%. И еще... 40% – за рекламу, маркетинг, логистику и прочие, зачастую навязанные сетью услуги, которые, как правило, оговариваются в дополнительных соглашениях. В результате поставщику остается только 50%. И, чтобы игра стоила свеч, поставщик все названные расходы изначально закладывает в отпускную цену, по которой он и поставляет товар. Или же максимально снижает себестоимость товара, что сказывается на его качестве.

«Принцип работы с сетями заключается в следующем: мы поставляем продукцию за 100 рублей, но на сетевых полках она продается за 400 рублей, – сказал учредитель компании «Балт продукт» Сергей Долгоаршинных. – В результате производители сознательно снижают качество товара, чтобы вписаться в жесткие ценовые рамки, а потребитель получает продукт низкого качества по высокой цене».

«Наша продукция присутствует во многих сетях, – подтверждает заместитель генерального директора комбината «Волховхлеб» Ольга Матвеева. – Мы принципиально не идем на ухудшение качества наших товаров, в результате у нас возникают финансовые трудности, обоснованные очень большой конкуренцией, прежде всего на уровне цен».

Сегодня работа по укрощению сетей на законодательном уровне продолжается, правда, очень туго. Последние поправки в законопроект отменили все дополнительные платежи и снизили бонусы с существующих 10% до 5% от оборота поставки. Кроме этого, поправки откорректировали отсрочки платежей в пользу поставщиков и определили нормы по возврату товаров (сейчас возврат не регулируется).

«Секрет успешной торговли за рубежом заключается как раз в том, что они работают на фиксированной и прозрачной наценке, – пояснил Сергей Долгоаршинных. – Понятно, что в таких условиях магазины работают с меньшей прибылью, но именно из этого складывается стабильность, в отсутствии которой отечественных поставщиков обвиняют многие сети. Но нашим сетям, особенно федеральным, важно получить максимальную прибыль здесь и сейчас, поэтому фиксированная 15%-ная наценка им неинтересна».

«Когда разговариваешь с предпринимателями, они обычно очень убедительно и логично аргументируют отечественную схему ценообразования. И с их аргументами тяжело не согласиться, – высказывает свое мнение эксперт по розничной торговле Сергей Александров. – Действительно, процентные ставки кредитов высокие, затраты на логистику и аренду площадей немалые. Но есть и другая весомая причина: манипулировать ценами рознице позволяет низкий уровень конкуренции».

Вот и получается, что для победы драконовских правил сетевых игроков необязательно ждать «закона от Думы», а надо просто начать создавать конкуренцию. И пока государство медленно и печально пытается привести в порядок закон о розничной торговле, рынок решает проблему естественным способом.

В последнее время в Петербурге стали появляться альтернативные сетям торговые форматы, в которых наценка на товары и сотрудничество с поставщиками более-менее адекватные. Это кооперативы, оптово-розничные магазины и небольшие фермерские проекты, которые не используют ретробонусы, штрафы и жесткую систему возвратов. Это начинает работать: сети понимают, что ситуация меняется, и сами ослабляют давление на поставщиков. Впрочем, пока это касается далеко не всех монополистов...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 048 (5665) от 22.03.2016.


Комментарии