Царь-пушка выбирает арсенал

Нельзя сказать, что у Петербурга нет промышленной политики. Наоборот: чего у нас в избытке, так это стратегий, концепций, отраслевых документов, тон которых задан в стиле «увеличить и нарастить» к 2030 году и далее. Но к ним не прилагается инструментария – как добиться роста промышленного производства, как повысить долю инновационной продукции. Сейчас лишь около двух процентов от того, что выпускают городские заводы и фабрики, можно назвать инновационным.

Царь-пушка выбирает арсенал | ФОТО jukaspring/shutterstock.com

ФОТО jukaspring/shutterstock.com

Точно в цель

Традиционный арсенал чиновников, желающих продемонстрировать свое стремление помочь реальному сектору экономики, классический. Первый заряд – пообещать снятие бюрократических барьеров, убрать коррупцию, ввести понятные правила игры. Формально все это реализуется: бюджетные средства распределяются по конкурсам, в Петербурге создана единая аукционная площадка. Но до четких, отработанных до автоматизма процедур пока далеко. Иначе конкурсы не отменялись бы с такой частотой, как в сфере строительства метро, например. Отладить механизм мешают недоработки в федеральном законодательстве, но это уже вне компетенции городских властей.

Второй заряд в арсенале поддержки отраслей – налоговые льготы. Как правило, речь идет о поблажках в уплате налога на прибыль, одного из крупнейших доноров петербургского бюджета. По состоянию на 1 апреля 2015 г., поступления по этой подати обеспечили 31,5% доходной части бюджета города.

Петербург – отдельный субъект Федерации, поэтому имеет право на некоторую корректировку ставок налога на прибыль для крупных инвесторов. Сейчас предприятия отчисляют из прибыли 20%, из которых 18% идут в казну региона, а 2% – в федеральную. По новому городскому закону «О снижении налогового бремени для крупных предприятий», если объем капитальных вложений компании в течение предыдущих трех лет составил более 800 млн рублей, то организация в течение пяти лет сможет платить налог на прибыль по льготной ставке 13,5%. Предусмотрена также льготная ставка 15,5% при объеме вложений свыше 300 млн рублей (на 3 года).

Третий заряд, в духе времени – частичное субсидирование ставок по кредитам за счет бюджета. Мера касается крупных и системообразующих предприятий, которые могут развиваться только за счет банковских займов. Таким образом государство старается поддержать и финансистов, и промышленников.

Вышеперечисленные меры, конечно, помогут. Но по всем целям «царь-пушка» чиновников не попадет. Значительная часть петербургских заводов и фабрик – средние предприятия, не считающиеся системообразующими и не задействованные в оборонном заказе. Даже если они выступают субподрядчиками при строительстве военных кораблей, поддержка государства до них не дойдет.

Частичная налоговая льгота для крупных инвесторов – мелкая цель для орудия общегосударственного или общегородского масштаба. Нужен общий подход – например, освободить от налога на прибыль реинвестиции, чтобы предприятиям было выгодно закупать новые станки. Но это упирается все в то же федеральное законодательство.

Взяться за старое

Чтобы по-настоящему поддержать промышленность Петербурга, надо заточить другие инструменты. Например, реанимировать подзабытые уже производственные кластеры – не как модный термин, а в исконном смысле как совокупность сборочных заводов, производителей элементной базы и комплектующих, отраслевых институтов и училищ, стратегических инвесторов. Сюда же можно отнести профильные проекты государственно-частного партнерства (ГЧП).

Вот конкретный пример. Петербург исторически специализируется на судостроении, был даже сформирован одноименный кластер. Однако он так и остался объединением на бумаге – сложили уже имеющиеся заводы, вузы и втузы. Город де-юре на судоверфи влиять не может: все они входят в «Объединенную судостроительную корпорацию» (ОСК), которая распределяет заказы и финансирование.

Однако у судостроительного кластера петербургской промышленности был и остается шанс на создание чего-то нового, вне рамок ОСК. Речь идет о строительстве мегаверфи на острове Котлин. Первоначально это была совместная идея ОСК и южнокорейской корпорации STX, в Кронштадте должны были строить газовозы для отечественных сырьевых корпораций. Но то ли у корейцев что-то не сложилось, то ли у наших партнеров – программу выпуска газовозов перевели на Дальний Восток.

Сейчас Петербург может схватить удачу за хвост и реанимировать флагманское начинание судостроительного кластера. Корпорация «Росэнергоатом» лелеет мечту создать собственный кластер – именно так – атомного судостроения. Ключевым продуктом его должны стать плавучие атомные электростанции, которые хотят заказать все те же нефтегазовые корпорации, разрабатывающие шельф российской Арктики.

Так случилось, что первый плавучий энергоблок уже строит Балтийский завод. Контракт на сумму 21,5 млрд рублей был подписан еще в 2009 году. До этого от заказа открестился «Севмаш» под предлогом загруженности мощностей. Сегодня по тем же основаниям Балтзавод может пролететь мимо заказа второй морской АЭС. То есть Петербург лишится контракта на сумму, превышающую 18 миллиардов рублей.

Самое время вернуться к идее возведения новой, инновационной верфи в Котлине. Понятно, что в одиночку ни городу, ни ОСК, ни «Росэнергоатому» такой стройки не потянуть. Но направление перспективное, не уступающее по масштабам реконструкции аэропорта «Пулково». Значит, под него можно также инициировать ГЧП.

Арктическое судостроение будет востребовано в России еще долго: флот для освоения шельфовых месторождений надо строить с нуля. Значит, новая верфь будет загружена – если, конечно, мы успеем построить ее раньше конкурентов. Пока идут разговоры, атомщики не прочь отдать заказ на плавучие АЭС в Китай. Это притом что атомное судостроение всегда было прерогативой России.

Чудеса сбываются

Если Петербургу удастся придать импульс кластеру судостроения, городские власти смогут совершить еще большее чудо. Речь идет еще об одной полузабытой идее – кластере станкостроения. Увы, сейчас эта отрасль упала ниже уровня экономического радара – в северной столице работают лишь несколько предприятий, занимающихся капремонтом советского оборудования.

В отличие от кораблестроителей для мастеров станочного ремесла простого рецепта не найти. Несколько лет назад еще была возможность укоренить в Петербурге одно-два дочерних предприятия международных станкостроительных корпораций. Но сегодня об этом в силу ряда обстоятельств говорить бесперспективно. Остается только надеяться на чудо.

А чудеса иногда происходят. Например, петербургские заводы и фабрики чувствуют себя лучше московских. Индекс промышленного производства обрабатывающих отраслей нашего города за январь – апрель 2015 г. составил 89,8%, а столицы – лишь 83,4%. Инвестиции в основной капитал предприятий Петербурга за I квартал текущего года выросли на 5,3% по сравнению с аналогичным показателем за январь – март 2014-го, а в Первопрестольной – только на 1,3%.

Выходит, что сами петербургские предприятия дают городу сигнал, что у реального сектора экономики еще не скоро найдется достойный конкурент.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 100 (5473) от 05.06.2015.


Комментарии