Трудности переживем сообща

Ушедший год нельзя назвать легким. И все же финансовых провалов в нашей стране не было, инфляция снижается, а зарплаты остаются стабильными. Но это - вершина айсберга, именуемого денежно-кредитной системой России. О том, что скрывает эта «льдина» под толщей вод, обозревателю «СПб ведомостей» Алексею МИРОНОВУ рассказал президент национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге Александр ХОДАЧЕК.

Трудности переживем сообща | ФОТО предоставлено НИУВШЭ

ФОТО предоставлено НИУВШЭ

- Александр Михайлович, обсуждая тему государственных и региональных финансов, мы не можем упустить такую деталь: большинство россиян завидуют петербуржцам как жителям «богатого» субъекта Федерации. Действительно ли есть чему завидовать?

- По эффективности управления за 2016 год Петербург занял 12-е место в стране. Действительно, северная столица - город яркий, привлекательный и красивый. Но это очень специфический регион, в общероссийском разделении труда он занимает лишь около 3%. При этом Петербург самодостаточен с точки зрения выполнения своих социальных обязательств, а вот большинство других субъектов просит помощи из центра. Мы, правда, тоже получаем федеральное софинансирование по госпрограммам и относительно небольшие трансферты на строительство важнейших объектов инженерной инфраструктуры и метрополитена.

Но даже без такой помощи из федерального бюджета городская казна будет устойчивой, несмотря на дефицит. Причина тому - высокая степень диверсификации петербургской экономики, хорошая техническая база, а также географическая близость одновременно и к Евросоюзу, и к Москве, то есть мы еще и на логистике зарабатываем.

- Но не будем забывать, что дефицит бюджета Петербурга в 2016-м вырос до нормативных 10%.

- Бюджет в целом растет (так, дополнительные доходы по итогам 2016 года достигли почти 18 млрд руб.), а с ним, к сожалению, растет и дефицит казны. Доходы Петербурга в 2016 году приблизились к 500 млрд рублей, при этом дефицит составил около 50 миллиардов. Правда, к концу года он всегда существенно уменьшается за счет дополнительных доходов и бюджетных кредитов из федеральной казны.

- Комитет финансов анонсирует: Петербург вновь готовится выйти на рынок облигаций. Почему город решил вернуться на рынок ценных бумаг?

- Действительно, существует прогноз, что объем заимствований Петербурга к 2019 году вырастет вдвое - до 33 - 38% от доходной части городского бюджета. Причина в том, что сейчас ставки по депозитам в банках - рублевым и валютным - очень низкие. В надежных банках по валютным вкладам доходность меньше 1% годовых, по рублевым - около 9%. Поэтому владельцы свободных средств ищут, куда их пристроить с наибольшей отдачей.

При этом облигации Петербурга готовы покупать не только крупные инвесторы, но и население, оно у нас финансово грамотное, ведь северная столица была и остается надежным заемщиком. Если держатель облигаций хорошо разбирается в фондовом рынке, то за счет активных покупок и продаж он сможет получать доход до 30% годовых. Но многие не захотят рисковать - они будут просто покупать и держать городские облигации, доходность по ним станет выше, чем по депозитам.

Правда, сейчас рассматривается законопроект по освобождению от подоходного налога доходов, полученных от государственных или муниципальных облигаций. Если проект станет законом, он откроет привлекательный путь для размещения свободного капитала.

- Петербург, Москва и еще несколько крупных регионов могут выступать эмитентами ценных бумаг, и их раскупят. Но как быть регионам, которые даже Минфин иногда называет почти банкротами? Как им сверстать бюджет?

- Это очень большая и сложная проблема. Чтобы понять ее, посмотрим на наших соседей. У Вологодской области суммарный долг коммерческим банкам и федеральному бюджету больше расходной части регионального бюджета. Там власти занимают у региональных банков, а Минфин узнает об этом постфактум. Чтобы избежать банкротства региона, министерство вынуждено давать вологжанам бюджетные ссуды. По эффективности управления в 2016 году Вологодская область оказалась на 55-м месте.

В Бюджетном кодексе России предусмотрен механизм банкротства регионов. Все просто. Если объем госдолга больше 30% от доходной части, то можно ввести временную администрацию, отстранить губернатора. Через год — новые выборы и законодательного органа, и губернатора. Это действенный механизм, хотя почему-то до сих пор он не применялся. Кстати, такой же механизм губернаторы настойчиво просили разрешить им применять по отношению к главам муниципалитетов.

- Но ведь практики банкротств населенных пунктов или областей в РФ просто нет. Наберите в поисковике «банкротство города» - всплывет Детройт, США. Вологодская область, которую вы назвали, не банкрот де-юре...

- Могу сказать одно: Петербург всегда будет одним из тех регионов, до которых банкротство вряд ли может дойти. У нас ни одна отрасль не доминирует, у нас многоотраслевая диверсифицированная экономика: промышленность дает 20 - 25% доходов в бюджеты всех уровней. В 1998-м, когда был кризис, к концу года машиностроение, пищевая и ряд других отраслей промышленности Петербурга вышли по производству на уровень начала года. До шока августа-98 по многим товарным позициям было до 90% импорта, а после дефолта местного производителя поддержала девальвация, отсутствие конкуренции, меры господдержки.

Сейчас мы наблюдаем схожую картину, только темпы более скромные. В Петербурге индекс физического объема промышленного производства в последние годы падал на 7 - 8% в год. Сейчас он понемногу растет, власти планируют уже «плюс» 2,7 - 3,2% к 2015 году.

- За счет каких источников финансируется наш город?

- Есть два главных для бюджета Петербурга налога - на прибыль предприятий и на доходы физлиц, НДС в виде уже 3% уходит с 2017 года на федеральный уровень, доля акцизов и налогов на имущество граждан пока невелика. Рентные платежи у нас малы; приватизация активов тоже опора ненадежная: здание или предприятия можно продать только один раз. Лондон, Нью-Йорк и некоторые другие мегаполисы идут по другому пути. Они ничего не продают, а сдают в долгосрочную аренду, при этом у них бывает до 50 видов ставок аренды.

- А как состояние бюджета отражается на населении?

- Если говорить о социальных статьях, то тут все более-менее отлажено. А вот по городской адресной инвестиционной программе (АИП) мы наблюдаем постоянное невыполнение. В среднем - где-то на 20% в год. А что такое неисполнение АИП? Это непостроенные детсады, школы, поликлиники, инженерные сети, дороги и так далее. Это не выполненные строителями объекты и не исполненные бизнесом заказы.

Если Петербург ежегодно не выполняет пятую часть АИП, то выходит, что за каждую пятилетку мы одну инвестпрограмму полностью проваливаем. В ноябре 2016 года исполнение АИП было на уровне 45%, и я сомневаюсь, что к концу года дойдет хотя бы до 70%. Можно, конечно, закрыв глаза, напринимать объекты, не глядя на состояние их строительной готовности, но это мешает городу развиваться.

У нас отставание по инженерно-транспортной инфраструктуре - 50 и более лет. Из одного генплана в другой переходили непостроенные объекты. Это наглядно видно по метро. Давайте наложим современную схему метрополитена на те, что были несколько десятилетий назад, и вы убедитесь. В Москве по 15 станций в год вводят, а мы до сих пор советские заделы не выработали. В столице тратят на метро и общественный транспорт по 500 млрд рублей в год, а у нас надо бы по 50 миллиардов, да и тех нет, не более 30 - 35 млрд рублей, хотя в бюджете 2016 года на развитие транспортной системы закладывалось 19% средств. При этом московская казна больше петербургской не в десять раз, а только в три.

- Почему на частных инвесторов город стал перекладывать развитие социальной инфраструктуры?

- Потому что отставание по объектам социальной сферы где-то 5 - 7 лет. У вас ребенок первоклассник и вы заехали в новую квартиру, а вам говорят, что школа будет введена лет через десять. Инвесторы задерживают ввод жилья, поэтому отчисления от них в бюджет на социальную сферу и инженерные сети запаздывают, а это большие средства - до 40% сметной стоимости вводимых строителями объектов. Еще одна причина отставания - в наши дни детсады и другие соцобъекты не появляются во встроено-пристроенных помещениях. В советское время таких проектов было много, а теперь строительные нормы не позволяют.

- Но есть и такой путь экономии на расходах - государственно-частное партнерство.

- Посмотрите на Западный скоростной диаметр. Концессионер отвечает за загруженность диаметра, и он заинтересован увеличить скорость движения по нему. Чем больше по ЗСД проедет машин, тем больше вернет себе концессионер. А так как заезды на трассу в полном объеме не построены и многие автомобилисты из-за этого не могут воспользоваться новой трассой, то город, согласно концессионному соглашению, вынужден доплачивать разницу между плановым и реальным доходом.

Еще пример - аэропорт «Пулково», это тоже ГЧП. Но ведь когда проект готовили, не знали, что будут санкции, девальвация рубля и пассажиропоток упадет. Аэропорт зарабатывает на пассажиропотоке и услугах для авиакомпаний, поэтому сейчас концессионеры теряют доход. Это в свою очередь снижает привлекательность новых проектов ГЧП в Петербурге. Их сейчас много анонсировано, а сколько запущено де-факто? Единицы.

- Каков же ваш рецепт развития на финансовый 2017 год?

- Рецепта у меня нет, но могу сделать вывод: сложные финансовые времена для петербургской экономики не закончились. Да, Запад устал от санкций, там бизнес-лобби понимает, что теряет прибыль от разрыва связей с Россией. Но и у нашей экономики есть уязвимые места. Например, мы слишком зависим от экспорта углеводородов, которые еще могут подешеветь. Расслабляться рано как всему Петербургу, так и каждому из его жителей.

От городских властей я бы ожидал следующего: чтобы они запустили механизмы, позволяющие зарабатывать малому бизнесу, поддержали инновационную высокотехнологичную промышленность, успешно решали насущные проблемы горожан на основе новых стандартов городской среды и ЖКХ и в полном объеме. К этому можно прибавить выпуск надежных городских облигаций. И, конечно, исполнение АИП...


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 003 (5865) от 11.01.2017.


Комментарии