Трудная дорога к дому

Будем честны: импортозамещение российским заводам пока не удалось. Это признают промышленники, с этим вынужденно соглашаются и власти. В то же время петербургская «оборонка» вовсе не считает полное замещение заграничных товаров нашими фантастической задачей. Об этом недавно говорили эксперты на Петербургском Международном инновационном форуме пассажирского транспорта.

Трудная дорога к дому | Станкостроение с давних времен было одной из самых динамично развивающихся отраслей нашей индустрии.<br>ФОТО из архива редакции

Станкостроение с давних времен было одной из самых динамично развивающихся отраслей нашей индустрии.
ФОТО из архива редакции

Не все и не везде

Спор на эту тему продолжается уже год – с той поры, когда Россия по внешнеполитическим причинам стала адаптироваться к условиям обмена санкциями с Евросоюзом, США и рядом других государств. И если сначала устремления, причем на самом высоком уровне, были более чем амбициозными, то на протяжении прошедших месяцев оптимизма явно поубавилось.

Резонов для сомнений немало. Не секрет, что за последнюю четверть века спад в ряде отраслей промышленности оказался не просто катастрофическим, но фатальным – например, в станкостроении. Он составляет по сравнению с концом

80-х годов минувшего века порядка 95 – 97% – таковы данные экс-ректора БГТУ «Военмех» доктора технических наук Юрия Савельева.

По состоянию на начало 2014 года доля привозного инструмента в данном сегменте рынка составила порядка 85%. В начале нынешнего года были озвучены планы корпорации «Станкопром» по восстановлению производственных мощностей с целью сократить к 2020 году зависимость отечественной металлообрабатывающей отрасли от зарубежных поставок до 15%. Однако очевидно, что на это нужны десятки, а то и сотни миллиардов рублей. Откуда их взять? Вопрос, пожалуй, риторический.


Щедрость в долг

На днях экспертный совет федерального Фонда развития промышленности выбрал первые десять проектов по импортозамещению. В числе приоритетов названы фармация, машиностроение и развитие науки. Их суммарная стоимость составляет чуть больше девяти миллиардов рублей. О субсидировании и речи не идет – «компании-счастливчики» смогут получить из фонда займы под 5% годовых сроком на семь лет. В Минпромторге такие условия стимулирования промышленности называют «беспрецедентно выгодными».

Примечательно, что Министерство промышленности и торговли ранее выступало с предложениями о замене импортной техники на отечественную. В плане, разработанном ведомством Дениса Мантурова, значилось свыше пятисот позиций разнообразного оборудования и электронных компонентов, необходимых для полностью самостоятельного производства в России. Но в других федеральных ведомствах инициативу Минпромторга не поддержали.

Интересную статистику обнародовал Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара. По данным экспертов, в первом квартале текущего года российские компании массово отказывались от закупок импортных машин и оборудования по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Более половины предприятий российской промышленности в условиях санкций (а в особенности после декабрьской девальвации рубля) начали отказываться от инвестиционного импорта и потенциально могли бы стать покупателями отечественных машин и оборудования.


Пионеры made in Russia

В импортозамещении уже появились свои лидеры. На первом месте – пищевая промышленность, 70% предприятий которой доложили о снижении или прекращении закупок импортного оборудования. 64-процентную готовность к замещению товаров made in... показало машиностроение. На третьем месте с 60% оказалась легкая промышленность. Список аутсайдеров возглавила наша металлургия: в 2015 году лишь четверть предприятий отрасли отказались от закупок привозных машин.

Но это на бумаге. На деле многообещающий потенциал импортозамещения был реализован отечественной промышленностью в скромных масштабах. Только 9% предприятий сообщили о росте закупок отечественных аналогов в ответ на сокращение или прекращение импорта.

Де-факто на сотню предприятий, сообщивших о снижении закупок зарубежного оборудования или хотя бы о готовности к этому, пришлось только 17 заводов, реально увеличивших закупки российской продукции аналогичного назначения. Столь низкий показатель институт Гайдара списывает на общеэкономический спад и крайне высокий уровень пессимизма инвестиционных намерений в условиях кризиса.

Что же делать? Ответ на один из двух традиционных русских вопросов искали и на недавнем форуме инновационного транспорта в Петербурге. «Полностью, на 100 процентов, импортозамещение у нас не получается», – вынужден был признать Юрий Прокопов, исполнительный директор некоммерческого партнерства (НП) содействия развитию отрасли производства продукции и услуг для нужд метрополитенов и транспортного машиностроения «МетроДеталь».


Без оглядки на Марс

Почему так происходит? «Надо зачастую убеждать менеджеров, чтобы наша технология была действительно применена. Например, определенный круг топ-менеджеров ОАО «РЖД» любит иностранных производителей. Чтобы их переубедить, необходима разработка документов, в том числе правовых», – говорит доцент Московского государственного университета путей сообщения Анатолий Гавриленко.

Собственно говоря, приоритеты были известны и раньше – скажем, такая гордость российских железных дорог, как скоростные составы «Аллегро» или «Сапсан», производятся вовсе не в России, но в странах, с которыми мы уже второй год ведем «перестрелку» санкциями. Поэтому имеющиеся отечественные разработки – например, системы внутривагонного освещения или инновационные защитные жилеты для обслуживающего персонала – конечно, радуют, но ключевой задачи не решают.

По словам Юрия Прокопова, в конце мая возглавляемое им НП подписало соглашение с несколькими транспортными предприятиями Петербурга, благодаря чему был составлен список продукции, которую город может производить сам. Во втором списке будут учтены те товарные позиции, которые заместить силами отечественной промышленности никоим образом не представляется возможным. Этот документ отошлют в комитет по городскому заказу, после чего все-таки будут проведены заграничные закупки.

С осторожностью относиться к зарубежному оборудованию призывают специалисты военно-промышленного комплекса. По словам заместителя генерального конструктора НПО «Импульс» Александра Виноградова, поставляемая на экспорт иностранная электронно-компонентная база по качеству существенно ниже, чем применяемая на Западе.

«Разумеется, нам не продают микросхемы, на которых был сделан «Шаттл», или те, которые будут годны для полета на Марс. Сегодня невозможно установить направление 11% передаваемой по Сети информации, и куда она идет, нам пока непонятно. Мы, если угодно, попали в капкан и находимся под тотальным информационным контролем. Поэтому импортозамещение необходимо в первую очередь даже не потому, что по некоторым каналам нам прекратили поставки оборудования, а для того, чтобы обеспечить информационную безопасность страны».


МЕЖДУ ТЕМ

В сентябре в «Ленэкспо» петербургские власти планируют открыть центр импортозамещения, в котором производители смогут договариваться о сотрудничестве и готовить документы для получения госпомощи. Партнерами города станут Минпромторг, корпорация «Ростехнологии» и ОАО «Газпром».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (5483) от 22.06.2015.


Комментарии