ТРК отложили до лучших времен

В Петербурге в этом году впервые за последние 10 - 15 лет не откроется ни одного нового торгово-развлекательного центра. Девелоперы, учитывая снизившийся спрос, пересмотрели планы строительства и заморозили новые проекты до лучших времен.

 ТРК отложили до лучших времен | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Действительно, зачем открывать новые торговые центры, если покупатели и в существующие ходить перестали. В наши дни шопинг перекочевал из разряда удовольствий в необходимость покупки, главным образом, продуктов питания и предметов каждодневного спроса. Россияне, вынужденные жить в режиме жесткой экономии, отвыкли тратить - модель потребления окончательно трансформировалась в модель сбережения. По мнению аналитиков, привычка покупать только необходимое в ближайшей перспективе сохранится даже в случае положительных сдвигов в экономике.

Однако, несмотря на небольшое снижение реальных доходов петербуржцев, большинство не видят проблем в своем нынешнем материальном положении, так как уже адаптировались к трудностям. Поэтому все популярнее становится формат небольших магазинов у дома с упрощенным ассортиментом. Гипермаркеты общерайонного масштаба, наоборот, теряют аудиторию.

Ключевая тенденция последних лет - это выделение из общей массы потребителей солидной армии так называемых собирателей вишенок, которые обходят несколько магазинов, чтобы «поймать» товары по акциям и сэкономить. Причем люди готовы покупать товар со скидками, даже если он худшего качества.

Возможно, ушедший 2016-й когда-нибудь назовут последним годом расцвета торгово-развлекательных комплексов. В прошлом году ввод новых торговых объектов этого формата был вдвое выше, чем в 2015-м. В 2016-м список петербургских торговых центров пополнили «Охта Молл», «Порт Находка» (2-я очередь). Также были открыты два крупных гипермаркета - «Максидом» (ул. Передовиков) и «О,Кей» (ул. Партизана Германа).

Наименее обеспеченными торговыми центрами остаются Пушкинский и Петродворцовый районы. Дефицит торговых точек формата «купил, поел, сходил в кино» испытывают Васильевский остров и Петроградская сторона.

Другие районы города получили стандартный набор типовых торговых центров, из которых наибольшей популярностью пользуются ТРК «Галерея», «Лето», «МЕГА Дыбенко», «Невский центр», «Жемчужная плаза» и «Европолис». Плюс - общеизвестный набор гипер- и супермаркетов. Так что теперь ни о каком товарном дефиците речи не идет, даже с учетом закрытия некоторых отдельных торговых точек.

Прошлый год был отмечен снижением числа закрытых магазинов в торговых центрах. При этом открылось торговых точек в ТРК на 44% больше, чем закрылось. По данным компании JLL, в прошлом году наибольшее превышение открытых магазинов над закрытыми наблюдалось в сегменте книг, игрушек и детских товаров.

Наконец-то проснулся fashion-сегмент. Увеличили количество сетевых магазинов в Петербурге такие бренды, как H&M, UNIQLO, Gloria Jeans, Terranova и Kiabi. В 2017 году в уже существующих торговых центрах нашего города эксперты ожидают открытия новых магазинов fashion-формата.

Что касается зарубежного ассортимента, то, по данным отчета компании Colliers International, в прошлом году на российский рынок вышли 33 иностранных бренда. Для сравнения: в 2015-м в России начали работу 50 новых марок. Покинули наш рынок всего три международных бренда - Magnolia Bakery, LaSenza и Prenatal Milano. Однако в 2016 году на наш рынок вышли и три бренда бытовой техники и электроники - LeEco, Xiaomi и Fujifilm. При этом ни одного нового международного бренда товаров для детей в прошлом году в Петербург не пришло, хотя в 2015-м таковых было девять.

Самой заметной сделкой в сегменте ретейла в 2016 году стала покупка «Лентой» сети «К-Руока». Все произошло очень быстро, и магазины уже работают под новым брендом.

По разным причинам в 2016-м из Петербурга ушли несколько торговых брендов, развивавшихся в северной столице на протяжении многих лет. Обанкротилась сеть по продаже книг и канцтоваров «Графика-М», по той же причине ушла с рынка и сеть магазинов фермерских продуктов «Гирлянда». А вот магазины детских товаров Mamas&Papas покинули рынок Петербурга из-за оптимизации бизнес-процессов.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 026 (5888) от 13.02.2017.


Комментарии