Три новых слова на «И»

На ПМЭФ-2016 особое внимание привлекли мероприятия, посвященные сотрудничеству России с двумя не похожими друг на друга странами – Италией и Индией. И с той и с другой у нас еще с советских времен сложились тесные экономические отношения. Итальянцы строили ВАЗ, а индийцы стали одними из крупнейших покупателей нашей военной техники. Однако новые времена диктуют иные подходы к бизнесу. Что же влечет две страны на «И» в Россию сегодня?

Три новых слова на «И» | Иллюстрация Sergey Nivens/shutterstock.com

Иллюстрация Sergey Nivens/shutterstock.com

Рубль и рупия

Индия сейчас на коне. По годовым темпам роста ВВП наш партнер по блоку БРИКС стал мировым лидером (более 7% в этом году, прогноз на 2017 г. – 8%). По этому важнейшему показателю индийцам удалось обогнать крупнейшего члена того же клуба – Китай.

«Декларация о стратегическом партнерстве России и Индии была подписана в октябре 2000 года. Лидеры наших стран тогда поставили перед собой цель увеличить торговый оборот до 30 млрд долларов к 2025 году, – отметил первый заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев. – Это непростая задача, ведь до последнего кризиса российско-индийская торговля составляла 11 – 12 млрд долларов в год, а сейчас еще меньше».

Еще одна задача, поставленная главами двух держав, – довести взаимные инвестиции до 15 млрд долларов в год. Но это потребует серьезной господдержки, например, реализации программы «Сделано в Индии».

Необходимо отметить, что экономика Индии не совсем либеральная. Элементы госрегулирования в ней, как и в нашей, достаточно сильны. Для успешного продвижения на внешних рынках создан Российский экспортный центр, который планирует уже в этом году открыть филиал в Индии.

Председатель правления АО «Росэксимбанк» Дмитрий Голованов напомнил о сложности обслуживания расчетов. Ни рубль, ни рупия не являются свободно конвертируемыми валютами. Соответственно, торговля между странами идет через доллар. «Но мы видим большой потенциал в прямых расчетах в национальных валютах. Мы сделали анализ – что мешает перейти к ним без промедления. Оказалось, причин две. Первая – рубль и рупия имеют риски внезапного изменения курса. Вторая – долгосрочные контракты подписаны в долларах», – сказал эксперт.

Помимо проблем с пересчетом курсов в Индии действует сложная система ограничений местного ЦБ по работе нерезидентов с рупией. Например, рупию, вырученную от продажи товара, иностранец или заграничная компания не могут вложить в дело, деньги необходимо конвертировать в доллары, евро, фунты или иены. Сейчас центробанки обеих стран проводят консультации, чтобы снять эти барьеры. Российские банки и биржевики прилагают усилия со своей стороны, вводя страховки от валютных рисков, а также прямые валютные торги.

Народные рецепты

Генеральный директор корпорации «Уралвагонзавод» Олег Сиенко рассказал, как машиностроители работают с индийскими партнерами. Его предприятие участвовало в строительстве в Индии танкового завода, где боевые машины производятся местной компанией, но по российской лицензии. Ведутся переговоры о создании предприятий по выпуску локомотивов и артиллерийских систем.

Любопытно, что Уралвагонзавод на своем примере показал полезность национальных расчетов. Завод значится в списке предприятий, попавших под особо жесткие персональные западные санкции. Международные банки и платежные системы отказываются обслуживать расчеты предприятия в долларах.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индия в России Панкадж Саран отметил, что наши страны связывает богатая история отношений, лидеры двух государств встречаются практически каждый год. Надо уйти от отношений «покупатель – продавец» к инвестициям.

В ряде секторов это уже происходит – например, в традиционной энергетике. На форум приезжал индийский министр нефти и газа, руководители шести национальных компаний в этой области. Второе приоритетное направление – сотрудничество в оборонной отрасли. «Мы хотим выпускать вооружение у себя, но с помощью России», – заявил господин Саран.

Третье направление – атомная энергетика. Первый реактор в Индии уже построен, еще пять строятся. Планируется соорудить также шесть реакторов. Итого их будет 12, каждый мощностью по мегаватту. Четвертый приоритет – транспортный коридор «Юг»: Индия – Иран – Каспий – Астрахань – Москва – Петербург – Европа. Он важен не только для двух наших стран, но и для всей Евразии.

Итальянцы без приключений

В нынешнем году Италия впервые стала почетным гостем ПМЭФ и поставила на нем большой павильон. Премьер-министр этой страны Маттео Ренци стал участником пленарного заседания вместе с Владимиром Путиным и Нурсултаном Назарбаевым. Итальянская делегация заключила на форуме с российскими предприятиями контракты на сумму 1,3 млрд долларов. Такого эффектного «входа в Россию» у итальянцев, наверное, не было с 1970-х.

«Круглый стол» по сотрудничеству прошел под девизом «Сделано с Италией». В том смысле, что нужны партнерские отношения. Оказывается, многие российские корпорации уже чувствуют себя в Италии как дома. Основной акционер концерна EuroChem Group AG («ЕвроХим») Андрей Мельниченко рассказал, что 12 – 14% удобрений в страну моды и роботов поставляют наши компании.

«Но важен не только объем сбыта, – пояснил он. – Итальянские фермеры не просто бьются за урожай, а понимают, что качественный продукт можно получить, только применяя наилучшую агротехнику. Товар, который продался там, легко найдет потребителя и на российском рынке».

Министр экономического развития Италии Карло Календа заметил, что его страна заинтересована в проектах не только в Москве или Петербурге, но и в нашей глубинке. Пока же на столичные регионы приходится 60% всей итальяно-российской торговли. «Мы предложили итальянским бизнесменам 340 проектов в вашей стране. Правительство Италии намерено поддержать их банковскими гарантиями», – сообщил министр.

Ну а третье ключевое слово на «И», как вы, наверное, догадались, не название страны. Это – инвестиции.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (5730) от 27.06.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В Петербурге финансовые кооператоры выступили против «пирамид»
24 Июля 2018

В Петербурге финансовые кооператоры выступили против «пирамид»

На Седьмом форуме кредитной кооперации его участники объяснили гражданам, что у кредитной кооперации есть будущее, но и ухо надо держать востро.

Дмитрий Осипов: «89% земельных участков в Петербурге оформлены в соответствии с законом»
23 Апреля 2018

Дмитрий Осипов: «89% земельных участков в Петербурге оформлены в соответствии с законом»

Директор филиала Кадастровой палаты Росреестра по Петербургу рассказал, с какими трудностями горожане могут столкнуться при постановке земельного участка на учет.

Петербург ищет выход к океану
03 Июля 2017

Петербург ищет выход к океану

Через совместный с геологами Поморья поиск алмазов и золота

Грядущее в черно-зеленых тонах
28 Июня 2017

Грядущее в черно-зеленых тонах

Извилистыми путями идут наши недропользователи к новым месторождениям. Там, куда протоптаны дороги, уже нечего «брать». А освоение бескрайних просторов тундры и тайги встанет в копеечку.

Завод, который спас отрасль
07 Июня 2017

Завод, который спас отрасль

C участием петербургских специалистов собирают корпус самого мощного в мире реактора на быстрых нейтронах

«Эмжековец» - это звучит гордо!
12 Мая 2017

«Эмжековец» - это звучит гордо!

с высокой трибуны Законодательного собрания Санкт-Петербурга прозвучала идея вернуть к жизни еще одно детище Михаила Горбачева - МЖК.

Игрушки, от которых не отстать
10 Мая 2017

Игрушки, от которых не отстать

Блоки венгерского математика Золтана Дьенеша и палочки бельгийского учителя Джорджа Кюизенера в ХХ веке стали первыми развивающими играми.

 В программе не значатся
28 Апреля 2017

В программе не значатся

Переправа через пути жизненно необходима: так Красносельский район получит второй выезд на Кольцевую автодорогу.

Разведка вышла на Клондайк
26 Апреля 2017

Разведка вышла на Клондайк

С вводом в строй отечественных нефте- и газодобывающих платформ недропользователи оценили близкие и дальние перспективы освоения северо-западной части российского арктического шельфа.