Транспортный триллион

Чтобы решить транспортные проблемы Петербурга и Ленобласти, необходимы 1 триллион 665 миллиардов рублей. Такую программу до 2020 года на координационном совете по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области под председательством министра транспорта РФ Максима Соколова представил глава дирекции по развитию этой самой системы Кирилл Поляков.

Транспортный триллион | ФОТО carlos-castilla/shutterstock.com

ФОТО carlos-castilla/shutterstock.com

Стоимость программы, утвержденной в сентябре прошлого года, выросла более чем в два раза. Прежняя цена вопроса составляла немногим более 786 млрд руб. Тогда в программу вошли уже одобренные на федеральном и региональном уровнях мероприятия. Теперь этот вариант назван «консервативным», а нынешний – «целевым».

– Консервативный вариант не позволит реализовать цели и задачи программы, – пояснил Поляков.

Основная доля предполагаемых вложений приходится на бюджет Петербурга – 271 млрд руб. (34,4%) и федеральный бюджет – 218 млрд руб. (27,8%). Остальное, по замыслу дирекции, должно быть распределено между средствами ОАО «РЖД», ГК «Автодор», бюджетом Ленобласти и внебюджетными источниками.

– Целевой вариант слишком весомый по финансам, – скептически оценил губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.

То, что таких денег в ближайшие пять лет не видать, понимали все участники координационного совета, включая министра Максима Соколова и вице-губернатора Петербурга Игоря Албина. Ясно это было и самому Полякову, но он пояснил, что «наличие мероприятий, записанных в актуализированной программе, будет основанием для запроса средств из федерального бюджета». А уж на что средства дадут, то и делать будем. Поэтому программу быстро утвердили и перешли к более реальным проектам.

Трасса «Нарва», в просторечии – Таллинское шоссе, единственная из девяти дорог федерального значения в Ленинградской области, не имеющая соединения с КАД. И легковушки, и фуры вынуждены добираться до нее по улицам Красного Села, что, естественно, вызывает огромные пробки. «Я сам в них не раз попадал», – заметил министр транспорта.

Теперь эту ситуацию решено исправить. Подготовлены предпроектные материалы о строительстве перемычки между «Нарвой» и КАД. Ее протяженность – чуть более 13 км с тремя крупными развязками, стоимость в ценах 2014 года – 6,2 млрд рублей. По словам заместителя генерального директора дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области Владимира Енокаева, трасса будет способствовать выводу транзитного транспорта за пределы Красного Села и поселка Горелово, увеличит доступность юго-западной части северной столицы. Эта трасса пройдет по территории Ломоносовского района и станет первой платной дорогой в Ленобласти.

– Почему мы идем по целине, а не в створе Ропшинского шоссе и других региональных дорог? – поинтересовался Александр Дрозденко.

Ему разъяснили, что расширение Ропшинского шоссе связано с выкупом участков у собственников, а это очень дорого. И вторая причина – необходимо оставить альтернативный, бесплатный вариант проезда для легковых автомобилей. Вариант же платной дороги для государственно-частного партнерства (ГЧП) в дирекции считают «коммерчески привлекательным». Тариф предварительно предлагается такой: 40 руб. для легковых, 70 руб. для грузовиков менее 12 тонн и 130 руб. для большегрузов.

Финансовая модель будущей дороги состоит из 60% федеральных субсидий и 40% средств будущего частного инвестора-концессионера. Федеральное финансирование в дирекции предлагают взять из так называемого Фонда 12-тонников – платы за пользование федеральными трассами с грузовиков свыше 12 тонн.

– Я бы очень осторожно относился к этому предложению. Мы решаем здесь одну проблему, но порождаем другую, – предостерег вице-губернатор Петербурга Игорь Албин, который уже столкнулся с акциями протеста дальнобойщиков.

Губернатор Ленобласти, напротив, хотел бы ввести плату и за региональные дороги. Иначе, считает он, в целях экономии фуры пойдут по бесплатным дорогам области и просто «убьют» их за короткое время.

Фонду 12-тонников быть, – уверен министр транспорта РФ. По словам Максима Соколова, один большегрузный автомобиль наносит ущерб дорожному полотну столько же, сколько 20 – 25 тыс. легковых автомобилей. За первые десять дней (с 15 ноября) действия этого «налога на тяжесть» в Дорожный фонд РФ поступило около 550 млн рублей. До конца года планируется получить около 30 млрд рублей. Они полностью будут распределены между регионами на строительство новых скоростных трасс. «За такие проекты пойдет серьезная конкурентная борьба», – предупредил министр и посоветовал Петербургу и Ленобласти поскорее подавать заявку.

Трасса, связывающая «Нарву» и КАД, как раз яркий и наглядный пример того, на что пойдут эти средства, считает Кирилл Поляков.

Каждое утро десятки тысяч (или сотни тысяч?) людей из «каменных джунглей», выросших за последние годы в поселках Бугры, Мурино, Девяткино, Кудрово и пр., добираются до Петербурга на работу, а вечером преодолевают этот путь обратно. На языке чиновников это называется «маятниковая миграция». Эти «облгастарбайтеры» купили себе квартиры на землях Ленобласти, потому что жилье там подешевле, но свой труд и налоги они везут в мегаполис. А тот почему-то не спешит облегчить им такую дорогу. Об этом за два дня до заседания координационного совета на II ежегодной конференции «Транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга и Ленинградской области» говорил председатель комитета по архитектуре и градостроительству 47-го региона Евгений Домрачев.

– В генплане Санкт-Петербурга сопредельные территории Ленинградской области, по сути, белая пустыня. В то время как у нас в градостроительных планах заложены все коридоры для развития автомобильных магистралей. Мы привязались к улично-дорожной сети Петербурга в надежде, что город все-таки повернется лицом к «деревне» и не будет перекрывать продолжение Гражданского, Пискаревского проспектов, выходы с Дальневосточного проспекта, все-таки будет пробивка улицы Коллонтай и всего, что касается Всеволожского района.

«Ленобласть давно уже отправила коллегам свои предложения по этому поводу, но город молчит», – констатировал Домрачев. В беседе с корреспондентом «СПб ведомостей» он подчеркнул, что жители пригородных районов «не должны быть заложниками чьих-то амбиций».

Решить или хотя бы смягчить эту проблему призван проект «Объединенной транспортной схемы Санкт-Петербурга и Ленинградской области», представленный на координационном совете. В целом такая схема предусматривает взаимоувязку транспортного сообщения в пределах автомобильной трассы А-120, известной как бетонка, в радиусе примерно 50 км от северной столицы. Но пока речь идет о пилотном проекте в этих границах – разработке комплексной транспортной схемы Восточной планировочной зоны, то есть во Всеволожском районе. Дирекции поручено разработать ее в 2016 году. И если после этого власти города и «деревни» все-таки придут к взаимопониманию, жизнь «маятниковых мигрантов» начнет меняться к лучшему.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (5595) от 30.11.2015.


Комментарии