Трансформер против «Белочки»

Пожалуй, самым интересным внеклассным занятием школьников становится сборка роботов. Это, как теперь говорят, в тренде, тем более что в Петербурге есть вузы, где готовят по специальности «робототехника», и ребята (да и девчата тоже) охотно на нее идут. Однако широкому проникновению учебных роботов в наши школы мешает дефицит отечественных технологичных конструкторов. И это притом что в северной столице такие выпускаются! Вот только пробиться на рынок, который на 90% занят продвинутыми импортными брендами, им практически нереально.

Трансформер против «Белочки» | Роботом «Белочка», сделанным из петербургских деталей, играют норвежские подростки и студенты. ФОТО АВТОРА

Роботом «Белочка», сделанным из петербургских деталей, играют норвежские подростки и студенты. ФОТО АВТОРА

Еще недавно на российском рынке альтернативы иностранному конструктору практически не было. Но сейчас в Петербурге есть как минимум два производителя технических конструкторов.

Компания «Брейн Девелопмент» начинала как официальный импортер и соразработчик образовательных конструкторов по робототехнике корейского бренда. Но наши ученые-разработчики рвались в творческий бой, выдавая на-гора собственные идеи. Сначала они придумали инкубатор, оповещающий о росте яиц, автоматический загон для коров, модель дистанционно управляемого вентилятора... Но потом полностью переключились на образовательную робототехнику. Да так увлеклись, что прошли сложные конкурсы для получения матпомощи от Минпромторга РФ и Агентства стратегических инициатив (АСИ).

База комплексных наборов петербургского конструктора «Роботрек» имеет более 500 деталей, две платы, акселерометр-гироскоп, датчик света и освещенности, моторы, микрофон и пульт дистанционного управления. Команды собранному из этих деталей роботу можно подавать с помощью гаджетов. Сейчас производители конструкторов внедряют в свои детища технологии компьютерного зрения (программный софт и технологии распознавания образов, цвета и формы) и основы синтеза нейротехнологии с робототехникой.

«Не секрет, что в направлении развития искусственного интеллекта сегодня ведутся масштабные работы, но все они касаются серьезных промышленных объектов, - объясняет генеральный директор компании Надежда Бабенкова. - Мы решили реализовать эту тему для сферы образования, с адаптацией для детского восприятия».

Уже сейчас вся электроника и программы для конструктора выпускаются в России. «Единственное, что нам пока приходится отдавать на аутсорсинг зарубежным компаниям, это пластиковые детальки конструктора. У нас налажена кооперация с корейским заводом, - говорит коммерческий директор проекта Леонид Сказочкин. - Локализация аналогичного производства в России в перспективе вполне возможна, но для этого необходимы соответствующие объемы сбыта».

Но мало разработать и произвести конструктор - надо, чтобы он попал в надежные детские руки. Проблема в том, что полноценная реализация такого товара возможна исключительно через образовательные учреждения. Его распространение в рознице неэффективно из-за того, что ребенок не сможет с ним самостоятельно разобраться. И вот на этом этапе большинство отечественных производителей сталкиваются с таким препятствием, как несовершенство государственной системы распределения и закупок.

«Мы прописываем свое оборудование в различных закупочных тендерах, но на аукционах по умолчанию выигрывает китайская продукция, - разводит руками Бабенкова. - Столичные учебные заведения (а Москва - стратегически важный рынок сбыта для петербургской продукции) «прикормлены» именно иностранными производителями. Что же касается региональных российских школ, то большинство из них для современных технологий пока закрыты. И дело даже не в оснащении классов соответствующим оборудованием и методическими комплексами, а в отсутствии кадров. Нам сложнее обучить методике преподавания робототехники педагогов, чем воспитанников детского сада».

Пока идут споры, упрощенным импортным аналогам петербургского конструктора, который в современной системе образования воспринимается как хобби, принадлежит 90% рынка. Оставшиеся 10% - это невостребованная продукция наших производителей, которая не вписывается в устоявшуюся политику закупок.

«При поддержке АСИ мы запустили федеральную сеть обучающих клубов по робототехнике, - отмечает Леонид Сказочкин. - Только в 2016 году в России запланировано открыть более 100 клубов робототехники, работающих по системе «кружок под ключ». Мы предоставляем не только оборудование и методики преподавания, но и обучаем персонал».

Ну и последний, самый простой, вариант развития отечественной робототехники - выход на внешний рынок. Петербургские наборы-конструкторы на ура идут в Европе. К примеру, мы очень продуктивно сотрудничаем с Испанией.

Еще одна петербургская компания - «Образовательная робототехника» - выиграла открытый тендер на поставку более сложного оборудования для лабораторий Норвежского университета науки и технологий. Этот вуз сделал выбор в пользу российского изобретения - комплекса для лабораторно-исследовательских работ «Робот «Белочка». Ноу-хау разработки заключается в манипулировании объектом при неудерживающем контакте, благодаря чему будущие инженеры на практике могут осваивать такие актуальные на сегодняшний день учебные темы, как компьютерное зрение, системы автоматического управления, мехатроника и, конечно, робототехника.

С одной стороны, это радует, а с другой - возникает вопрос: почему наши дети вынуждены пользоваться китайскими технологиями, когда есть свои, на порядок лучше?



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 175 (5792) от 21.09.2016.


Комментарии