Трамвай коммерческих желаний

Несмотря на напряженную экономическую и внешнеполитическую ситуацию, Петербург продолжает оставаться одним из наиболее привлекательных регионов России для инвесторов. Общий объем средств, привлеченных в город в 2015-м, превысил 282 млрд рублей. Под занавес ушедшего года было одобрено еще 18 инвестпроектов на общую сумму 154 млрд рублей. О том, чем привлекательны для бизнеса и города концессионные соглашения, нашему корреспонденту рассказала председатель комитета по инвестициям Петербурга Ирина БАБЮК.

Трамвай коммерческих желаний | Сто лет назад трамвайная линия до Стрельны начала строиться благодаря частной инициативе. В наши дни знаменитый 36-й трамвай вновь может встать на концессионные рельсы. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сто лет назад трамвайная линия до Стрельны начала строиться благодаря частной инициативе. В наши дни знаменитый 36-й трамвай вновь может встать на концессионные рельсы. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Ирина Анатольевна, в конце прошлого года был объявлен конкурс на реконструкцию трамвайных путей в Красногвардейском районе. Нашелся единственный претендент – «Транспортная концессионная компания», – и конкурс был признан несостоявшимся. Что дальше?

– Сейчас готовится к подписанию концессионное соглашение с инвестором, после чего начнутся работы по реконструкции трамвайной сети, которые завершатся к 2018 году. Инвестор вложит в проект около 6,3 млрд рублей.

Предполагается модернизировать трамвайные пути длиной 19,6 км в Красногвардейском районе. Сейчас по ним следуют трамваи маршрутов # 8, 10, 59 и 64. Кроме того, на месте заброшенного 11-го трампарка на Индустриальном проспекте будет построено современное депо. Также появятся остановочные павильоны, будет озеленена прилегающая территория. На перекрестках будет работать автоматическая система управления дорожным движением для беспрепятственного проезда трамваев. Разумеется, планируется закупить скоростной подвижной состав.


– На каких условиях инвестор входит в этот проект?

– Он займется реконструкцией трамвайной сети, поддержанием ее в надлежащем состоянии и ремонтом, а также организацией перевозки пассажиров. Петербург в свою очередь обязуется возмещать инвестору часть расходов на создание и эксплуатацию сети. Важно отметить, что возмещение расходов из городского бюджета возможно только в части, не покрываемой выручкой от реализации билетов. Таким образом, при увеличении пассажиропотока расходы города на реализацию проекта должны сократиться. По окончании срока действия концессионного соглашения объект вернется на баланс Петербурга: концессия, как одна из форм государственно-частного партнерства, исключает возможность продажи объекта частнику.


– Читатели переживают, не повлечет ли передача трамвайных линий в концессию увеличение стоимости проезда?

– Тариф на проезд будет установлен в соответствии со средней стоимостью проезда на общественном городском транспорте, которая сейчас составляет 35 рублей.


– Расскажите о подобных проектах в других районах города: на Юго-Западе и в Приморском районе.

– Действительно, сейчас рассматривается возможность реконструкции трамвайных путей с привлечением средств инвесторов и в других районах города. Юго-Запад и Приморский район Петербурга с растущей жилой застройкой нуждаются в постоянном развитии системы общественного транспорта, в том числе модернизации трамвайной сети. Успешная практика привлечения к этой работе инвесторов, которая впервые применена в Красногвардейском районе, в будущем может быть также реализована в других районах города.


– Начнется ли строительство скоростного трамвая в аэропорт «Пулково»?

– Проектная документация по этому маршруту подготовлена. Эта линия рассматривается как первый этап развития легкорельсового транспорта в южной планировочной зоне. Ветка ЛРТ соединит аэропорт «Пулково» и станцию метро «Купчино». В дальнейшем намечено продление линии скоростного трамвая до «Экспофорума». Параллельно намечено также создать еще один вид транспортной связи города и аэропорта – аэроэкспресс, маршрут которого пройдет до Витебского вокзала. Пока ведутся предпроектные разработки, строительство аэроэкспресса оценивается в 17 млрд рублей.


– Но ведь крупного авиационного хаба, как это обещали, из Петербурга так и не получилось. Будут ли у двух видов рельсового транспорта, ведущих к аэропорту, пассажиры?

– Во-первых, пассажиропоток «Пулково» в 2015 году снизился за год всего на 4%, а на внутренних линиях он, наоборот, показал уверенный рост – в силу все тех же экономических аспектов горожане стали чаще летать по России. Во-вторых, нельзя забывать, что Петербург – один из крупнейших городов Европы, в котором всего один аэропорт. Это, по сути, гарантирует постоянную загруженность «Пулково».

Планируемый пассажиропоток на ветке ЛРТ составляет 15 млн поездок в год в обоих направлениях. В 2018 году во время проведения чемпионата мира по футболу он увеличится. Востребованность ЛРТ будут определять его преимущества по сравнению с другими видами транспорта. Это в первую очередь скорость движения, не зависящая от загруженности дорог и часов пик, комфорт и экологичность.


– Осенью в Петербург приезжала делегация Китайской железнодорожной строительной корпорации и выражала интерес к проектам транспортной инфраструктуры на территории города. На какой стадии сейчас находятся эти проекты?

– При участии китайских партнеров уже реализуются многие важные для города проекты. Например, строится конгрессно-выставочный центр «Дружба» в Красносельском районе, оптово-логистический комплекс «Агрополис». Микрорайон «Балтийская жемчужина», который возводит китайская компания, один из самых крупных в Петербурге проектов комплексного развития территорий.

Сейчас с рядом компаний из КНР, в том числе с Китайской железнодорожной строительной корпорацией, ведутся переговоры по перспективным проектам. Среди них – ветка ЛРТ между станцией метро «Кировский завод» и «Балтийской жемчужиной» с ответвлением к выставочному центру «Дружба». Проект предполагает создание линии скоростного движения трамваев длиной 23 км с максимальным использованием существующих наземных трамвайных линий. На всем протяжении линия трамвая будет проходить по отгороженному от автомобилей и пешеходов полотну наземного и эстакадного движения.


– Какие инвестпроекты в городе были приостановлены из-за кризиса и санкций?

– Конечно, инвестиционная сфера ощущает влияние экономической нестабильности, динамика реализации некоторых проектов снизилась, но говорить о приостановке какого-либо проекта нельзя. Петербург остается для инвесторов одним из наиболее привлекательных российских регионов. Этот факт подтверждает статистика вливания прямых иностранных инвестиций. По итогам первого полугодия 2015 года в экономику города поступило 2,7 млрд долларов, что на 24,9% больше показателя аналогичного периода 2014-го. Это хороший результат с учетом того, что по всей России наблюдается снижение объема инвестиций.


– Минувшей осенью были внесены изменения в городской закон «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». Какие преимущества он дает нашему городу?

– Прежде всего документ определяет полномочия правительства города при заключении концессионных соглашений, если их инициатором выступает частный инвестор. Ранее с таким предложением могли выступать только исполнительные органы государственной власти Петербурга. Кроме того, обновленный закон определяет полномочия городского правительства при проведении совместных конкурсов с другим субъектом Федерации (например, Ленинградской областью). Петербург теперь может самостоятельно формировать перечень объектов, находящихся в собственности города, по которым планируется заключение концессионных соглашений.


– С 1 января нынешнего года вступил в силу федеральный закон о государственно-частном партнерстве (ГЧП). В чем новшество этого документа?

– Поскольку практика ГЧП все шире применяется в субъектах РФ, появление закона, регламентирующего данную сферу на федеральном уровне, логичный и своевременный шаг. Документ устанавливает процедуры частной инициативы, дает возможность совместной реализации проекта с участием нескольких публичных образований и замены частного партнера. Однако ряд положений ФЗ несколько затрудняет работу над уже существующими и новыми проектами ГЧП в Петербурге. Например, в сфере информационных технологий управления городским транспортом и парковочным пространством, а также проектов в социальной сфере, нацеленных на приобретение государством услуг и требующих значительных расходов. Петербург как город, обладающий уникальным опытом в сфере ГЧП, уже направил в Минэкономразвития предложения по корректировке закона, чтобы сделать некоторые его положения более гибкими.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Примерно 40 процентов жилых зданий Петербурга в феврале потребили столько же (а во многих случаях и больше) тепловой энергии, сколько и в январе. К такому выводу пришли в жилищном комитете, когда начали изучать показания узлов учета, накрутившиеся с 23 января по 23 февраля.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 042 (5659) от 14.03.2016.


Комментарии