Тосно играет в столице

Зима в Россию всегда приходит неожиданно. Но несмотря на это работники коммунальных служб должны быть во всеоружии. Учитывая, что в Петербурге уборка улиц почти на 100 процентов механизирована, вооружены коммунальщики могут быть тракторами, снегоуборщиками и поливальщиками разных габаритов. В советские времена на Северо-Западе России было несколько предприятий, выпускавших и ремонтировавших подобную технику (например, Северодвинский завод дорожных машин). В Ленинградской области одним из крупнейших игроков рынка стал Тосненский механический завод (ТМЗ). Сейчас это предприятие завершает цикл модернизации стоимостью полмиллиарда рублей.

Тосно играет в столице | Крупные города России гордятся тем, что уборка их улиц и площадей полностью механизирована. Но для поддержания этого статуса отечественная промышленность должна в полном объеме снабжать мегаполисы современной техникой, не уступающей по качеству импортной.

Крупные города России гордятся тем, что уборка их улиц и площадей полностью механизирована. Но для поддержания этого статуса отечественная промышленность должна в полном объеме снабжать мегаполисы современной техникой, не уступающей по качеству импортной.

Почти 35 лет назад предприятие строилось как опытный ремонтно-механический завод, на котором должны были выпускаться мелиоративные машины для Нечерноземья. Позже завод был перепрофилирован на производство дорожной техники на шасси отечественных и импортных автомобилей. Так родился специальный термин – МКДУ (машина комбинированная дорожная уборочная). Благодаря сотрудничеству с известной финской компанией завод получил уникальные технологические разработки, которые и легли в основу современного предприятия.

Завод выпускает около 14 видов коммунальных и дорожных машин и более 60 видов сменного и навесного оборудования. «Спрос на отечественную технику сегодня вырос, – говорит начальник производственного отдела предприятия Игорь Штанин. – Ведь импортная уборочная машина сегодня вдвое дороже отечественного аналога. Если «КамАЗ», укомплектованный необходимым навесным оборудованием, обойдется заказчику в пределах 5 млн рублей, то импортный аналог будет стоить в два раза дороже. Потому что только шасси «Вольво» оценивается в 10 миллионов рублей».

Главным заказчиком тосненских машин является не Петербург или Ленобласть, а Москва. Специально для столицы специалисты завода разработали модели для жидкого реагента. В результате сегодня на московских улицах работает более 80 тосненских агрегатов на базе автомобилей и более 200 комплектов навесного и прицепного оборудования для тракторов.

В прошлом году ТМЗ был включен в список системообразующих предприятий Ленинградской области и в перечень Минпромторга РФ как предприятие, оказывающее значимое влияние на промышленность страны. Это дает право на федеральные субсидии для погашения части затрат, понесенных за уплату процентов по кредитам.

Генеральный директор завода Антон Селедцов с гордостью проводит экскурсию по обновленному предприятию, соответствующему европейским стандартам. Перед нами – новый участок японских токарных станков с ЧПУ (числовым программным управлением), а вот – инновационный листогибочный пресс. Скоро из Германии придет установка плазменной резки металла.

«При обновлении парка станков мы делали ставку на проверенное импортное оборудование, – рассказал Селедцов. – К сожалению, достойных решений на отечественном рынке обрабатывающих станков мы не нашли. Но если основную часть зарубежного оборудования все-таки удалось приобрести до санкций, то материалы и комплектующие наш завод покупает у отечественных производителей».

Сейчас предприятие оптимизирует штаты, ведь новое оборудование могут обслуживать 235 человек. Четыре токарных станка заменил один станок с ЧПУ. Естественно, что из четырех токарей остался один. На недавно запущенном участке по производству щеточных дисков из полипропиленового ворса задействованы всего три человека.

«К сожалению, не все новации европейского рынка уборочной и дорожной техники удается воплотить на заводе, – говорит Антон Селедцов. – Европейские производители выпускают технику, нацеленную на максимальную бережливость. Для них важно, сколько песка или соли в граммах выкидывает машина. Учитываются не только экономические, но и экологические стандарты. В России такие функции зачастую не востребованы».

Еще одна особенность нашего рынка: несмотря на готовность завода комплектовать технику сенсорными пультами управления, заказчики в основном просят машины с механической системой управления. Это объясняется тем, что за рулем и рычагами машин сидят трудовые мигранты, которым удобнее работать по старинке.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 072 (5689) от 25.04.2016.


Комментарии