Толкучка на «морозном» рынке

Так сложилось, что выпуск бытовой техники в нашей стране базировался на «заднем дворе» тяжелой промышленности. Стиральные машины, холодильники и пылесосы изготавливались «остаточным способом» из материалов, не ушедших в основное производство. В итоге все оборудование для житейского комфорта в СССР было дефицитом. С тех пор на потребительском рынке России прошла не одна революция, сделавшая покупку бытовой техники таким же прозаическим делом, как приобретение одежды или обуви. Завершением этого процесса стал перевод сборочных производств в нашу страну - ближе к основному потребителю.

Толкучка на «морозном» рынке | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

О том, насколько оправданна такая политика, корреспонденту «СПб ведомостей» Алле ЧЕРЕДНИЧЕНКО рассказал руководитель недавно открытого в Стрельне завода по выпуску холодильников компании «БСХ Бытовые приборы» Хакан МАНДАЛЫ.

- Господин Хакан, давайте выясним, считаются ли холодильники, сделанные в Стрельне, российскими, или они все же немецкие?

- Несмотря на то что эти холодильники разрабатываются в Германии, их полноценное производство находится в России. Наша фирма, являясь дочерним предприятием немецкой группы BSH, производит в России холодильники и стиральные машины под флагманскими марками материнской компании Bosch и Siemens.

В России мы начали работать в 2005 году. Помимо двух заводов по производству холодильников и стиральных машин, расположенных в Петербурге в поселке Стрельна, компания имеет офис в Москве и логистический центр в Московской области. Плюс - филиалы в Екатеринбурге, Новосибирске и Ростове-на-Дону.

Штат наших заводов в Стрельне сформирован преимущественно из здешних специалистов. Начиная с первых дней работы петербургского производства мы привлекали местных поставщиков. Даже провели специальный форум по качеству для наших поставщиков. В результате локализация холодильников, сделанных в Стрельне, за последние два года выросла на 10%. По итогам 2016-го доля локальных комплектующих, задействованных в производстве, составила 24%. В нынешнем году она вырастет до 31%. А к 2020-му мы надеемся выйти на уровень 45% локализации как минимум. Это очень важно, так как от этого зависит цена конечной продукции.

- За последние полтора года вы инвестировали немалые средства в развитие своих заводов. Как это сказалось на выпуске холодильников и стиральных машин?

- Действительно, в 2016 году объем инвестиций в петербургский производственно-складской комплекс увеличился по сравнению с 2015-м более чем вдвое. Большая часть инвестиций направлена на повышение эффективности производственного процесса и рост степени локализации.

Наша компания приобрела основные активы своего давнего партнера, поставщика пластиковых деталей «Технопласт». Самая крупная часть инвестиций пошла на строительство двух лакокрасочных цехов на обоих стрельнинских заводах. На производстве холодильников лакокрасочный цех откроется уже в июле нынешнего года. После этого мы сможем получать у российских металлургов черную неокрашенную сталь, что значительно снизит затраты на производство. Осенью мы планируем ввести в эксплуатацию систему «логистический мост», который соединит производственные цехи и складские помещения.

- Какова производительность ваших предприятий?

- В 2016 году объем производства вырос на 16%. В результате общая производственная мощность нашего комплекса достигла 1 млн единиц техники в год, а в ближайшие годы компания намерена нарастить ее до 1,2 млн единиц.

Нам приходится работать в условиях жесткой конкуренции. Например, рынок холодильников - один из самых насыщенных сегментов, где работают фирмы «Индезит Интернэшнл» (Липецкая область), «ЛГ Электроникс РУС» (Московская область), «КЗХ «Бирюса» (Красноярский край), «БЕКО» (Владимирская область), «БСХ Бытовые приборы» (Петербург), «Технопром» (Калининградская область) и др. В такой среде мы не можем допустить какого-то просчета.

- Вы даже экспортируете продукцию, произведенную в Стрельне?

- Когда мы начинали работать в Петербурге, планировали делать бытовую технику только для российских потребителей. Но с конца 2013 года начали работать и на экспорт. Сегодня поставки нашей продукции осуществляются во Францию, Швецию, Чехию, Турцию, Гонконг, Польшу, Казахстан и другие страны. В целом 60% экспортной продукции поставляется в страны СНГ и 40% - в Европу.

В 2016 году компания экспортировала более 200 тыс. единиц бытовой техники. Важно, что продукция, сделанная в Петербурге, идет и на «домашний» рынок - в Германию, где пользуется спросом. В 2016-м экспорт вырос на 47% по сравнению с 2015 годом. Группа компаний BSH рассматривает российские заводы как будущий ключевой производственный узел для ряда стран, включая страны СНГ, Скандинавии, а также Восточной и Западной Европы. Этому способствует уникальное географическое расположение Петербурга. Этот фактор повышает репутацию товаров российского производства на международном рынке.

- Чтобы производить бытовые приборы для такой широкой аудитории, нужно изучить запросы покупателей из самых разных стран...

- Именно поэтому мы и уделяем большое внимание исследованиям потребительских особенностей разных стран. Например, комплектация холодильников, предназначенных для работы в Африке или Индии, учитывает тот факт, что в этих странах практически не хранят замороженное мясо. Соответственно, им не нужна большая морозилка.

- А что выбирают россияне?

- Холодильники для России должны одинаково хорошо работать в любых условиях - и в средней полосе с умеренным климатом, и в регионах, где сезонные и даже суточные перепады температур весьма существенные.

На протяжении последних нескольких лет популярным был акцент на деталях и цветовом декорировании пространства, в результате чего особым успехом на отечественном рынке пользовались холодильники необычных тонов и дизайна. Например, модели с цветным стеклянным фасадом.

Но больше всего россиянам по душе классический дизайн и вместительные, но компактные стиральные машины и холодильники.

- К чему стремятся мировые разработчики холодильников?

- Прежде всего - к тишине и экономии кухонного пространства. На сегодня инженеры добились того, что уровень шума холодильников снизился до 38дБ - примерно на таком уровне люди говорят шепотом. Что касается отраслевых перспектив, то будущее за цифровыми технологиями, Интернетом вещей.

МЕЖДУ ТЕМ

Кто делит рынок холодильников в России (по данным за 2015 - 2016 гг.):

Центральный федеральный округ - 51,5%;
Приволжский - 19,4%;
Северо-Западный - 14,9%;
Сибирский - 13,6%.

#холодильники #стиральные машины #Стрельна

Комментарии