Тайны леди Брикс

Наконец-то блок активно развивающихся стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китайская Народная Республика и Южно-Африканская Республика) обретает организованные черты. Еще в 2012 году лидеры указанных стран договорились создать пул валютных резервов альянса и вот теперь готовы ассигноватьв копилку БРИКС первые 100 млрд долларов. Почему это не было сделано раньше – большая загадка. И, как выясняется, далеко не единственная в сообществе активных, но разных по характеру локомотивов мировой экономики.

Тайны леди Брикс | Источник: www.i-g-t.com

Источник: www.i-g-t.com

В глобальном совнархозе

Считается, что страны БРИКС обеспечивают треть валового внутреннего продукта (ВВП) мира. Но на самом деле никто не знает, сколько весит экономика каждого из государств этого блока. Разгадка тайны – в разности оценок национального ВВП, которые могут отличаться в разы. Есть две методики: по паритету покупательской способности валют (ППС) и кросс-курсу национальных денег по отношению к доллару.

С некоторых пор принято считать, что объективнее первая, ведь дешевизна рубля или рупии (в долларовом исчислении) компенсируется относительно низкой стоимостью товаров и услуг на внутренних рынках. Поэтому народное хозяйство развивающихся стран надо оценивать выше, чем по простому пересчету в американские деньги. Это утверждение красной нитью проходит через сотни экономических диссертаций ученых всего мира. Но вот незадача: чем дальше светила потакают догоняющим странам, тем все более странными выглядят оценки их веса в «глобальном совнархозе».

Возьмем оценки Всемирного банка (ВБ) за 2014 год. ВВП стран БРИКС, рассчитанный по кросс-курсу, составил 15,9 трлн долларов, а по ППС – уже 30,2 триллиона. В первом случае БРИКС занимает 21% от мирового продукта, во втором – треть. Именно про третью часть в мировом ВВП неустанно говорят лидеры государств вышеуказанного блока.

Оценки отдельных государств выглядят еще интереснее. Ярчайший пример – КНР, экономику которой по номиналу ВБ оценил в 9,2 трлн долларов, а по ППС – в 16,2 триллиона. Другое осведомленное ведомство – ЦРУ – дает Поднебесной 13,4 триллиона долларов. Третий глобальный оценщик, Международный валютный фонд (МВФ), и вовсе объявил, что Китай в прошлом году обогнал по валовому продукту первую экономику мира США.

Взять данные по России: ВВП по номиналу, по версии Всемирного банка, – 2,1 трлн долларов (9-е место в мире), по ППС – 3,5 триллиона (6-е место). И так по каждой стране. Наибольшая вилка оценок среди крупных государств мира у Индонезии (868 миллиардов и 2,4 триллиона долларов, соответственно).

Дело ясное, что дело темное. Но в любом случае страны БРИКС вполне могут составить конкуренцию и Старому Свету, и Америке. Если договорятся...


Кто шьет, кто жнет

Найти общий язык у лидеров стран БРИКС до сих пор получалось только на саммитах. Застой по части реальных дел – еще одна тайна «леди Брикс» (леди, потому что названия участниц блока женского рода).

Разгадку искали и политики, и экономисты. Первые ссылались на разницу амбиций тех или иных стран БРИКС. Ведь Россия и Китай по-своему претендуют на мировое первенство: мы – в силу исторической роли, Поднебесная – по праву экономической значимости. А двум хозяйкам на одной кухне ужиться трудно. Возможно, именно поэтому до сих пор буксует идея создания общей валюты, ведь понятно, что Пекин де-факто будет основным ее эмитентом, хотя Москва может придать общебриксовским деньгам военно-сырьевое обеспечение.

Вторые ставили на вид мировой общественности, что блок БРИКС распадается на два кластера с разными экономическими интересами. То есть одни получают выгоду от того, что станет ступором в развитии других.

Россия и ЮАР заинтересованы в росте мировых цен на сырье (газ, нефть, алмазы и пр.) и в усилении своей роли на мировом рынке вооружений. Эти страны роднит новейшая история: в конце 1980-х у обеих началась своя перестройка, смена системы ценностей, разрушение старого уклада. Россия рассталась с социализмом, ЮАР – с апартеидом. После этого оба государства на десять лет превратились в получателей гуманитарной помощи, а не инвестиций.

За это время Китай, ничего не меняя в политической системе, развил свой нэп и превратился из страны, многие граждане которой не пробовали ничего слаще риса, во вторую экономическую державу мира. Загадки в этом нет: в основе китайского феномена – дешевая рабочая сила, открытость рынка для инвестиций и отсутствие «барьеров первого мира» (экологические ограничения, социальная защита всех и вся, дорогостоящая для работодателей пенсионная система и пр.). Ну как в этот рай не пойти инвестору!

В итоге Китай вместе с Индией и Бразилией возглавил промышленный кластер блока БРИКС. Что им нужно? Правильно: дешевое сырье, энергия, инвестиции. Ни одно из этих государств не бисирует на политической сцене, предпочитая умело договариваться с «первым миром». Выходит, что разница экономических укладов и способов заработать на хлеб насущный надолго останется главной препоной финансовому единению БРИКС.


Третий не лишний

Основная тайна «леди Брикс» – отношения между Россией и КНР. Две державы должны показать пример «сестрам по БРИКС» по части совместных мегапроектов. Разумеется, в энергетической сфере: газопровод «Сила Сибири», развитие Тяньваньской АЭС и пр.

На первых порах основным инвестором газопровода выступает наша страна, что объяснимо: если ждать первого шага от Поднебесной, то она может выбрать другой способ получить энергоносители – например, расширяя инфраструктуру сжиженного природного газа на юге страны. России же выгодно «прикормить» крупнейшего потребителя ресурсов Восточной Сибири и сомасштабную по экономическому весу «сестру по БРИКС». В строительстве «Силы Сибири» заинтересован и Петербург: колпинские металлисты больше труб продадут, больше налогов в городской бюджет заплатят.

Может показаться удивительным, но в развитии российско-китайского сотрудничества не обойтись и без Старого Света. Третьей может стать Германия, экономический драйвер Евросоюза, главного торгового партнера как Китая, так и России. Удивительный тройственный союз, как сказали бы герои фильма «Покровские ворота», способен найти и деньги на энергетические проекты, и технологии, и снять некоторую напряженность в экономических отношениях России с Западом. А в БРИКС появится третий кластер государств – европейский, который уравновесит остальные два.

Хотя Германия в этот блок и не стремится, но в Старом Свете ей не найти равных по экономической мощи «сестер». Кроме Франции, которая до сих пор жалеет, что уступила роль главного европейского партнера КНР своей саксонской соседке. Именно так выразился китаевед Жан-Люк Доменак на прошлогоднем праздновании 50-летия установления французско-китайских отношений.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 063 (5436) от 10.04.2015.


Комментарии